На минувшей неделе депутаты партии «Единая Россия» в Законодательном Собрании Пермского края обсудили крупнейшие дорожные стройки региона и развитие интеллектуальных транспортных систем. Отрасль – одна из самых финансовоемких. Только в 2024 году из бюджетов всех уровней выделено более 33 миллиардов рублей на ремонт, строительство и содержание магистралей. С докладом перед членами фракции «ЕР» выступил министр транспорта края Сергей Вешняков.
Александр Третьяков, первый заместитель председателя комитета по развитию инфраструктуры в Законодательном Собрании Пермского края:
– С точки зрения развития интеллектуальных транспортных систем, начиная от дорожных знаков до датчиков мониторинга движения, Пермь – один из городов-лидеров в стране. Развитие направления – это прежде всего залог безопасности на дорогах. Отмечу и рост уровня нормативного содержания магистралей. Показатель вырос до 74% в среднем по региону, а в пермской агломерации – до 85%. Мы не останавливаемся на достигнутом. Например, на прошлой неделе расторговали контракт по первому этапу строительства третьего моста через Каму, в который входит обустройство развязки на площади Гайдара. Это только шаг в реализации глобального и долгожданного для горожан проекта.
В 2024 году дорожный фонд достиг 33,2 млрд рублей. Из этой суммы более половины – порядка 19 млрд – выделено на строительство новых линий, практически четыре млрд – на дороги местного значения. В планах на текущий год – строительство дорог общей протяженностью более 10 км, ремонт 310 км, приведение в нормативное состояние 11 мостов.
Сейчас ведутся работы на девяти крупных объектах. На семи они завершатся в этом году. Среди таких – масштабные стройки на территории Перми. С опережением графика ведется прокладка участка ул. Строителей с двухуровневой развязкой в районе ул. Локомотивной в рамках третьего этапа проекта. По словам министра, готовность объекта – 57%. «По контракту завершить работы хотели в 2025 году, но будем стараться закончить их в 2024-м», – поделился г-н Вешняков. Связанные с проектом продления ул. Строителей тоннели под Транссибом в створах ул. Углеуральской и ул. Вишерской также планируется сдать летом и осенью текущего года соответственно.
Два проекта реализуются с поддержкой специальных инфраструктурных бюджетных кредитов. Первый – продление ул. Крисанова: дорога должна обеспечить прямое транспортное сообщение Индустриального района с центром города. Работы на первом этапе планируется завершить в ноябре текущего года. Центральный объект этого этапа – двухуровневая развязка с шоссе Космонавтов в районе выставочного центра PRO EXPO (бывшая «Пермская ярмарка»). Второй – трасса ТР-53, которая в окончательном виде соединит пять микрорайонов Перми с центром города. Техническая готовность объекта на середину апреля – 63%.
Также в числе крупных проектов – дополнительный выезд с промузла «Осенцы» (техготовность – 76%), участок автодороги Кунгур – Соликамск перед въездом в Соликамск (готовность – 73%), расширение ул. Карпинского между ул. Мира и шоссе Космонавтов в Перми до четырех полос (сдать объект планируется в ноябре 2025 года), дорога к верхнему кластеру всесезонного курорта «Губаха» до горы Крестовой (завершить строительство первого этапа намерены в конце 2024 года, в полном объеме – в конце 2025 года).
Улучшение качества дорожного движения было бы невозможно без внедрения современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В 2022 году полномочия по развитию этого направления были переданы с муниципального на краевой уровень. С 2019 года в Перми расширена зона покрытия детекторами транспорта до 63%, видеокамерами – на 42%. Точность построения транспортных моделей возросла до 40%. В планах – настройка координированного и адаптивного светофорного регулирования, создание подсистемы приоритета движения общественного транспорта, увеличение количества управляемых через ИТС светофоров, установка средств фотовидеофиксации на аварийно опасных участках дорог и другие системы.