В настоящее время в Перми 22 перевозчика обслуживают практически сотню автобусных маршрутов. Business Class проанализировал финансовые показатели крупнейших из них за 2023 год. В выборку вошли юридические лица за исключением ИП, кроме того, при составлении итогового рейтинга из общего ранжирования исключены столичные компании, представленные в Перми филиалами.
При таких вводных крупнейший по объемам выручки перевозчик – МУП «Пермгорэлектротранс». Предприятие обслуживает автобусные маршруты 3, 8, 10, 30, 36, 50, 62, 63, 68, 81, а также все трамвайные маршруты города. Выручка за 2023 год составляет 1,8 млрд рублей, что на 24% превышает показатель предшествующего года. Несмотря на объемы выручки, убытки «Пермгорэлектротранса» составили 228,4 млн рублей, что на 16% больше, чем в 2022 году. В ПГЭТ и в мэрии ранее поясняли, что отрицательный результат связан с учетом расходов на амортизацию имущества, купленного в 2019-2021 годах за счет средств регионального бюджета.
Основные траты пришлись на заработную плату сотрудников (более 50 %). Помимо основных статей расходов 4,5 млн рублей ПГЭТ выделил на обустройство разворотной площадки для электробусов. В итоге в 2023 году убыток «Пермгорэлектротранса» составил 228 млн рублей. «Он связан с амортизацией нового подвижного состава. Если смотреть на кассовые расходы, то прибыль предприятия – 0,3 млн рублей», – пояснил начальник департамента транспорта Анатолий Путин.
Второе место по показателю выручки занимает ООО «Дизель», директором которого является депутат Пермской городской Думы Эдуард Мирзамухаметов. Компания обслуживает 16 автобусных маршрутов, самое большое количество среди всех перевозчиков. Кроме того, «Дизель» работает на ряде межмуниципальных автобусных направлений. Несмотря на сохранение выручки в 1,3 млрд рублей, чистая прибыль к 2023 году увеличилась с 8,9 млн до 11,2 млн рублей.
Один из наиболее успешных перевозчиков по динамике финансовых показателей в 2023 году – компания «АААвто», также представленная на рынке региональных перевозок, а в Перми обслуживающая автобусы №13 и №71. ООО «АААвто» продемонстрировало рост выручки на 35% – до 703 млн рублей. Чистая прибыль компании увеличилась на 11%, с 116,6 млн до 129,1 млн рублей.
У ООО «Сити Бас» – обратная динамика финансовых показателей. Выручка сократилась на 29%, с 263,8 млн рублей в 2022 году до 188,9 млн рублей в 2023 году. Чистая прибыль перешла в убыток – со 111 тыс. рублей в 2022 году до 20,3 млн рублей в 2023 году.
Перевозчик ООО «Райзен» показал умеренный рост выручки с 112,8 до 121,9 млн рублей. Чистая прибыль компании увеличилась на 5%, достигнув 31,1 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакс». Компания обслуживает один маршрут – №6, соединяющий микрорайон Железнодорожный и станцию Пермь II.
ООО «ПермьАвтоЛайн», работающий на маршруте №56, также потерпел убытки в 2023 году. Выручка сократилась на 21%, с 60 до 47,5 млн рублей. Чистая прибыль сменилась убытками, снизившись с 12,1 млн рублей до -456 тыс. рублей.
ООО «Транзит», обслуживающее маршруты 66, 7Т и 8Т, увеличило выручку более чем наполовину: с 18,4 млн рублей в 2022 году до 28,7 млн рублей в 2023 году. Однако чистая прибыль снизилась до 3,1 млн рублей.
Стабильные результаты за 2022-2023 годы имеет ООО «РеалАвтоТрейд» (маршрут 4Т). Выручка и прибыль компании выросли на 4% и 5%. Показатели составили 4,7 млн и 1,2 млн рублей соответственно.
Вне рейтинга упомянем представленные в Перми федеральные холдинги. Зарегистрированное в Подольске ООО «Автомиг» получило выручку в 3,3 млрд рублей, а чистая прибыль компании за год снизилась с 62,9 до 11,4 млн рублей. Московская компания «РТ Лайн» увеличила свою выручку на 16%, достигнув 917,6 млн рублей. Убытки при этом сократились на 39%, с 196,6 млн руб-лей в 2022 году до 105 млн рублей в 2023 году. В Перми «Автомиг» обслуживает маршруты №№ 11, 15, 20, 45, 55, 59, 60, 64, 77, 80; «РТ-Лайн» – №№ 1, 4, 14, 32, 67.
На новый круг
Перевозчики в Перми работают по брутто-контрактам. Им оплачивается работа на линии, сумма не зависит от выручки, но компании должны строго следовать условиям контракта.
Действующие соглашения были заключены в 2020 году на пять лет, и сейчас приближается новый виток конкурсных процедур среди перевозчиков. В 2025 году начнут действовать новые контракты по 27 автобусным маршрутам, на которые приходится примерно две трети объема транспортной работы.
МУП «Пермгорэлектротранс» намерен участвовать в новых конкурсах на обслуживание городских автобусных маршрутов.
В планах муниципального предприятия закупить новые автобусы большого и особо большого класса, так называемые автобусы с «гармошкой». «Приобретаться транспортные средства будут в рамках лизинга, по возможности – при участии в госпрограммах и за счет поступлений от контрактов на обслуживание маршрутов. Мы планируем выходить с поправками при подготовке проекта бюджета», – пояснил начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин на заседании комитета по экономическому развитию Пермской гордумы.
В 2023 году МУП «Пермгорэлектротранс» работал на девяти трамвайных и 10 автобусных маршрутах. Пассажиропоток составил 65,4 млн человек – это каждый третий пассажир в городе. Показатель на 16,8 млн превысил итоги 2022 года. Общий доход ПГЭТ за прошлый год сложился в сумме 1,8 млрд рублей. От оплаты за проезд в бюджет города поступило 1,4 млрд рублей, а за исполнение контрактов предприятие получило 1,7 млрд рублей. Еще 37 млн рублей МУП заработал от дополнительной деятельности – размещения рекламы и аренды имущества. Расходы предприятия превысили 2,1 млрд рублей.
Перевозчик | Маршруты | 2022 выручка, млн руб | 2023 выручка, млн руб | Динамика | 2022 чистая прибыль, млн руб | 2023 чистая прибыль, млн руб | Динамика |
МУП «Пермгорэлектротранс» | 3, 8, 10, 30, 36, 50, 62, 63, 68, 81 | 1500 | 1800 | 0.24 | -197.3 | -228.4 | -0.16 |
ООО «Дизель» | 5, 7, 12, 16, 18, 21, 25, 39, 41, 44, 46, 48, 49, 54, 58, 73 | 1300 | 1300 | -0.01 | 8.9 | 11.2 | 0.26 |
ООО «АААвто» | 13, 71 | 521.1 | 703 | 0.35 | 116.6 | 129.1 | 0.11 |
ООО «Сити Бас» | 40, 47, 72 | 263.8 | 188.9 | -0.29 | 0.111 | -20.3 | ниже на 20,4 млн |
ООО «Райзен» | 6 | 112.8 | 121.9 | 0.09 | 29.7 | 31.1 | 0.05 |
ООО «ПермьАвтоЛайн» | 56 | 60 | 47.5 | -0.21 | 12.1 | -0.456 | ниже на 12,5 млн |
ООО «Транзит» | 66, 7Т, 8Т | 18.4 | 28.7 | 0.56 | 3.4 | 3.1 | -0.1 |
ООО «РеалАвтоТрейд» | 4Т | 4.5 | 4.7 | 0.04 | 1.2 | 1.2 | 0.05 |
Федеральные холдинги: | |||||||
ООО «Автомиг» | 11, 15, 20, 45, 55, 59, 60, 64, 77, 80 | 2400 | 3300 | 0.42 | 62.9 | 11.4 | -0.82 |
ООО «РТ Лайн» | 1, 4, 14, 32, 67 | 796.7 | 917.6 | 0.16 | -169.5 | -105 | 0.38 |
Источник данных: «СПАРК-Интерфакс»
Трамвай как основа. Рассказываем о планах развития маршрутной сети в Перми16 мая 2024, 09:00За работой кондиционеров в пермских автобусах будут следить онлайн24 июня 2024, 18:25