В рамках осенне-зимнего сезона 2024/2025 из Перми будут доступны 20 направлений по России и СНГ, а также три в страны дальнего зарубежья – на курорты Египта, Индии и Таиланда.
Как сообщили в пресс-службе Пермского аэропорта, в зимнем расписании наиболее широко представленным направлением остается Москва. Авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа» обеспечат до семи рейсов в день, среди которых шесть будут отправляться в аэропорт Шереметьево, а один – во Внуково. На маршруте в Санкт-Петербург запланированы ежедневные рейсы от авиакомпаний «Россия» и «Победа», а с 25 декабря по 11 января будут введены дополнительные вылеты в северную столицу от компании Smartavia.
Что касается связей с нестоличными регионами, прямые перелеты в Новосибирск раз в неделю выполняет компания S7 Airlines, а «ЮТэйр» – в Тюмень и Когалым. Два рейса в неделю предусмотрены зимним расписанием из Перми в Казань, Красноярск, Махачкалу, Минеральные Воды, Нарьян-Мар, Самару и Сургут. Планируется, что на курортном направлении в Сочи будут выполняться десять рейсов в неделю: пять от «Победы», три от «Аэрофлота» и два дополнительных от «Северного Ветра». Сохраняются полетные программы в Азербайджан (Баку), Армению (Ереван) и Узбекистан (Наманган).
В Министерстве транспорта Пермского края предоставили Business Class статистику пассажиропотока в международном сегменте аэропорта Большое Савино. Так, с 2023 года по 1 июля 2024 года рост на регулярных рейсах составил:
в Баку – в 4,5 раза (с 884 до 3996 пассажиров);
в Ереван – на 47% (с 3490 до 5147 пассажиров);
в Минск – в два раза (с 3658 до 7525 пассажиров);
в Наманган – на 24% (с 6371 до 7889 пассажиров).
На курорты Египта, куда летают чартерные рейсы, пассажиропоток увеличился из Перми в три раза: в Хургаду – с 1676 до 4984 пассажиров, в Шарм-Эль-Шейх – с 2366 до 7301.
В зимнем расписании, которое будет действовать до конца марта 2025 года, отсутствуют вылеты в Волгоград, Минск и Ярославль. Полеты по этим направлениям должны возобновиться весной. Рейсы в Анталью, Красноярск и Уфу из Перми пока доступны только до конца 2024 года, и их возобновление ожидается также в летнем расписании.
В сентябре прекратились полеты в Барнаул и Владикавказ, возвращение последней полетной программы – вопрос открытый.
«Осенью пассажиропоток падает, авиация переходит с летнего расписания на зимнее. Новогодний рост не такой значительный, как в период летних отпусков. Поэтому традиционно часть направлений закрывается, либо снижается частота рейсов на них», – поделился директор АО «Авиакомпания «Геликс» Вадим Балдин.
Выросла ставка рефинансирования. Соответственно, кредиты, которые берут авиакомпании для того, чтобы закрывать кассовые разрывы или покупать какие-то запчасти, стали архидорогими, объясняет сложившуюся ситуацию на рынке авиаперевозок эксперт. «Это тоже сильно влияет на экономику авиакомпаний. Стоимость топлива растет постоянно. При этом регуляторы отрицательно относятся к тому, чтобы авиакомпании поднимали тарифы для пассажиров. Как результат – авиакомпании попадают в «ножницы»: идет «регулирование» тарифов на авиаперевозки, растут расходы в виде ставки по кредитам, сохраняются обязательства индексировать зарплату летному составу в связи с тем, что дорожают продукты в магазинах, а объемы перевозок сокращаются. Общие расходы ложатся на меньшее количество перевезенных пассажиров. Пермский край – не исключение. Аэропорт Большое Савино такой же, как все остальные, в Пермь летают те же авиакомпании, что и по России. Например, S7 сократил свою полетную программу из Перми весной этого года», – пояснил г-н Балдин.
Хочется чего-то нового
В региональном Минтрансе отмечают, что одним из основных направлений развития Пермского края является расширение международной маршрутной сети аэропорта Большое Савино. И министерство в этом активно участвует. В 2022 году ведомство прорабатывало вопрос организации полетов по наиболее привлекательным направлениям с российскими и зарубежными перевозчиками, результатом стало открытие в 2023 году прямых рейсов в Баку российской авиакомпанией «ИрАэро» и в Ереван армянским перевозчиком «Ширак Авиа». Рейсы по данным направлениям планируются и в 2025 году.
Минтранс оказывает содействие авиакомпаниям в получении в Росавиации разрешений на допуск к выполнению полетов, а также в согласовании расписания в Пермском аэропорту, в том числе для зарубежных перевозчиков. «Международные направления исторически осуществляются на коммерческой основе исходя из прогнозируемого пассажиропотока и привлекательности направлений для жителей региона», – отмечают в министерстве. Исключением можно считать маршрут Пермь – Минск, который включен в список субсидируемых региональным правительством.
В Перми стартует отбор авиаперевозчиков на рейс «Пермь – Минск»02 декабря 2024, 16:26В аэропорту Перми фиксируется рост международного пассажиропотока. Если в 2023 году он составил 72 тыс. человек, то за первое полугодие 2024 года показатель достиг отметки 83 тыс. пассажиров. «Наиболее востребованными международными направлениями за этот период стали Анталья, Наманган, Шарм-Эль-Шейх и субсидируемые рейсы в Минск. Открытие прямых направлений в новые города ближнего зарубежья и привлечение новых авиаперевозчиков – сложная, но очень нужная задача», – подчеркнули в ведомстве.
Вадим Балдин, говоря о перспективах развития рынка авиаперевозок, отметил, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать позитивных изменений, так как новые российские суда еще не начали поступать в распоряжение авиакомпаний.
«Ресурс парка в целом сокращается, хотя менеджмент российских авиакомпаний делает все возможное для того, чтобы его поддерживать. Сюда входит и собственное ремонтное производство по двигателям и агрегатам, и поставки запчастей через страны третьего мира. Отрасль движется вперед, хотя делать это становится с каждым годом все сложнее и сложнее», – добавил эксперт.
Направление | Авиакомпания | Дата окончания полетов | Время в пути |
Анталья | Southwind | 26 декабря 2024 года | 5 часов 5 минут |
Баку | «ИрАйро» | 25 марта | 3 часа 10 минут |
Гоа | Azur Air | 20 марта | 6 часов 55 минут |
Ереван | «Ширак Авиа» | 22 октября | 3 часа 5 минут |
Наманган | Uzbekistan Airways | 19 октября | 3 часа 30 минут |
Пхукет | Azur Air | 25 марта | 8 часов 45 минут |
Хургада | Azur Air | 21 марта | 6 часов 30 минут |
Шарм-эль-Шейх | Almasria Airlines | 25 марта | 5 часов 45 минут |
«Уральские авиалинии» | 28 марта | 6 часов 25 минут |
Не все зависит от потока
При формировании списка субсидируемых направлений министерство транспорта ориентируется на пассажиропоток и загрузку самолетов, поэтому в перечень субсидируемых входят самые востребованные у жителей Пермского края маршруты. Об этом свидетельствует средняя наполняемость судов на уровне 60-90%.
На начало 2024 года в список субсидируемых маршрутов было включено 17 региональных направлений из Перми и обратно: Барнаул, Владикавказ, Волгоград, Казань, Калининград, Когалым, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Сургут, Тюмень, Челябинск, Ярославль, а также международный маршрут Пермь – Минск. Часть полетных программ на сегодняшний день продолжается, другие приостановлены.
В ноябре перечень пополнился новым для Пермского края направлением – в Красноярск. Город, как и Новосибирск, является крупным логистическим хабом. Организация прямых рейсов позволяет пермякам открыть новые направления Дальнего Востока или Юго-Восточной Азии.
В 2025 году Минтранс планирует возобновить полетную программу в Уфу. Направление было востребовано у пермяков в 2023 году, но по техническим причинам авиаперевозчика полетная программа в текущем году была отменена. Пермь и Уфу связывает только автомобильная дорога, поэтому авиационное сообщение актуально для повышения доступности обоих регионов.
Отдельно отметим Владикавказ – это было одним из самых востребованных направлений с большим пассажиропотоком. Загрузка судов в любое время сезона не опускалась ниже 75%, но все же оно было закрыто. «К сожалению, в связи с увеличением протяженности воздушной трассы по этому направлению и техническими ограничениями авиапарка авиакомпании полетная программа по нему завершилась осенью текущего года. Для ее возобновления региональное министерство транспорта совместно с авиакомпаниями прорабатывают различные варианты организации маршрута при поддержке со стороны Пермского края без потерь доступности и комфорта для пассажиров региона. Надеемся, что в 2025 году нам удастся возобновить полеты», – прокомментировали в ведомстве.
Субсидированные рейсы из Перми во Владикавказ в 2024 году выполнялись с мая по сентябрь с частотой два раза в неделю. По маршруту летали самолеты Embraer авиакомпании «Икар». Время в пути составляло от 3 часов 10 минут.
Директор турагентства «Дом солнца» Евгения Друида подтверждает, что рейсы во Владикавказ пользовались повышенным спросом, потому что через город удобно добираться до Грузии: «Самостоятельные путешественники летели до Владикавказа, брали в аренду машину или покупали билеты на рейсовые автобусы, проходили границу и своим ходом путешествовали по Грузии. Пакетные туры покупали в редких случаях. Интересна туристам и сама Северная Осетия – для санаторного и активного отдыха, там прекрасная экскурсионная горная программа. Все северокавказские направления пользуются популярностью как доступная альтернатива Турции, куда цены очень высокие и снижаться не будут. На Кавказ переориентировались туристы, которые путешествуют без детей или с детьми старшего возраста. Это активный вариант отдыха, без системы «все включено», – добавила она.
Ирина Дятлова, директор турагентства «Акапулько», связывает популярность городов Северного Кавказа с их комфортным климатом, природой, традиционной кухней и «прокачкой» направлений для отдыха на государственном уровне. «Сочи уже всем порядком надоел, поэтому те, кто каждый год туда летал, сейчас выбирают Северный Кавказ. Это круглогодичный отдых: летом одни экскурсии, а зимой другие и еще различные горнолыжные курорты. Направление очень яркое, если продолжат его развивать, то оно будет и дальше пользоваться популярностью. Еще один плюс – это доступные цены. Нужно расширять отельную базу, потому что пока мало туроператоров работают в этих городах», – рассказала она.
Направление | Авиакомпания | Дата последнего рейса | Время в пути |
Ижевск | «ИжАвиа» | 18 марта | 1 час 10 минут |
Казань | «ЮВТ Аэро» | 26 марта | 1 час 25 минут |
Nordstar | С 18 апреля до 26 сентября | 1 час 40 минут | |
Калининград | «Икар» | 28 марта | 3 часа 55 минут |
Когалым | Utair | 19 сентября | 3 часа 10 минут |
Красноярск | «Россия» | 31 декабря 2024 года | 3 часа 5 минут |
Махачкала | «Азимут» | 29 марта | 2 часа 45 минут |
Минеральные Воды | «Азимут» | 2 февраля | 3 часа 30 минут |
Москва(Внуково) | «Победа» | 29 марта | 2 часа 20 минут |
Москва (Шереметьево) | «Победа» | 29 марта | 2 часа 20 минут |
«Аэрофлот» | 1 октября | 2 часа 15 минут | |
Нарьян-Мар | «РусЛайн» | 27 марта | 1 час 50 минут |
Новосибирск | S7 | 25 октября | 2 часа 30 минут |
Ноябрьск | «ИжАвиа» | 17 марта | 3 часа 35 минут |
Самара | «ЮВТ Аэро» | 26 марта | 1 час 20 минут |
Санкт-Петербург | «Победа» | 2 октября | 2 часа 30 минут |
«Россия» | 28 марта | 2 часа 25 минут | |
Smartavia | 25 октября | 2 часа 30 минут | |
Сочи | «Победа» | 26 сентября | 4 часа 10 минут |
«Аэрофлот» | 29 сентября | 3 часа 45 минут | |
«Икар» | 27 декабря 2024 года | 3 часа 50 минут | |
NodWind | 8 января | 3 часа 55 минут | |
Сургут | Utair | 25 октября | 3 часа |
Тюмень | Utair | 19 октября | 1 час 40 минут |
Усинск | «ЮВТ Аэро» | 26 марта | 1 час 40 минут |
Уфа | «ИжАвиа» | 18 декабря 2024 года | 1 час 15 минут |