В департаменте транспорта администрации Перми предоставили Business Class подробную информацию об итогах работы общественного транспорта за 2024 год. Изучили данные, сравнили их с показателями прошлого года и делимся аналитикой.
Самые прибыльные маршруты
По результатам 2024 года 13 автобусных маршрутов Перми оказались прибыльными: выручка от платы проезда превысила расходы на транспортную работу.
Маршрут | Показатели 2024 года | Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами) | ||
Доходы | Расходы | 2024 год | 2023 год | |
№ 27 | 241 656 207 | 206 000 802 | 35 655 405 | 34 543 405 |
№ 1 | 205 167 178 | 187 650 530 | 17 516 649 | 12 718 580 |
№ 37 | 39 307 229 | 25 901 389 | 13 405 840 | 8 120 513 |
№ 56 | 56 176 530 | 44 507 318 | 11 669 212 | 5 786 885 |
№ 68 | 70 248 702 | 59 258 909 | 10 989 794 | 16 511 579 |
№ 71 | 42 698 059 | 38 041 028 | 4 657 032 | -787 577 |
№ 17 | 41 227 450 | 36 576 231 | 4 651 219 | 2 225 183 |
№ 40 | 49 404 755 | 44 837 560 | 4 567 196 | 2 160 926 |
№ 8 | 38 774 432 | 34 449 632 | 4 324 800 | 5 871 851 |
№ 45 | 93 761 366 | 89 756 053 | 4 005 313 | -2 208 477 |
Безусловным лидером по экономической эффективности стал автобусный маршрут № 27 «Площадь Дружбы – микрорайон Нагорный». При затратах в 206 млн рублей он принес 241,6 млн рублей дохода, обеспечив рекордную прибыль в 35,6 млн рублей. Немного уступил ему № 1 «Микрорайон Садовый – станция Пермь II» с итоговым показателем 17,5 млн рублей. Замыкает тройку лидеров маршрут № 37 «Ул. Ушинского – микрорайон Висим» – при относительно скромных затратах в 25,9 млн рублей он пополнил бюджет Перми на 13,4 млн рублей.
Среди других финансово успешных направлений – № 56 «Станция Пермь II – микрорайон Крохалева» с прибылью 11,6 млн рублей и № 68 «Станция Пермь II – микрорайон Садовый», который принес в городскую казну 10,9 млн рублей.
Анализ данных за первое полугодие и за 12 месяцев 2024 года показал, что основная часть доходов приходится на вторую половину года. Например, прибыль маршрута № 27 с января по июнь составила 12,4 млн рублей, с июля по декабрь – 23,2 млн рублей. На направлении № 1 результат первого полугодия – 5,9 млн рублей, второго – 11,6 млн рублей. На маршруте № 37 финансовый результат второй половины года оказался в полтора раза выше, чем за первые шесть месяцев.
Помимо маршрутов, представленных в ТОП-10, в число прибыльных вошли № 26 «Центральная Усадьба – микрорайон Крольчатник» (2,2 млн рублей), № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» (1,8 млн рублей) и № 65 «Садовая – Березовая роща» (706 тысяч рублей). Для сравнения, в 2023 году маршрутов с положительным финансовым результатом было 11. Прибыльными, как правило, оказываются маршруты, характеризующиеся высокой сменяемостью пассажиров и небольшой средней продолжительностью поездки.
В 2024 году на финансирование перевозчиков из городского бюджета было выделено 6,78 млрд рублей, при этом доходная часть составила 5,47 млрд рублей. Таким образом, дефицит в отрасли достиг 1,31 млрд рублей, или 19,3 % от общего объема финансирования.
Самые убыточные маршруты
Маршрут | Показатели 2024 года | Сравнение финансовых результатов (разницы между доходами и расходами) | ||
Доходы | Расходы | 2024 год | 2023 год | |
№ 20 | 164 589 325 | 269 070 408 | -104 481 083 | -117 293 441 |
№ 32 | 94 166 852 | 186 292 236 | -92 125 384 | -89 945 761 |
№ 77 | 240 342 141 | 324 250 116 | -83 907 975 | -102 486 345 |
№ 53 | 120 332 409 | 190 278 441 | -69 946 032 | -67 500 586 |
№ 15 | 159 529 982 | 217 545 675 | -58 015 692 | -62 828 584 |
Трамвай № 7 | 117 307 940 | 174 307 304 | -56 999 364 | -49 070 497 |
№ 80 | 83 852 373 | 138 330 478 | -54 478 105 | -60 084 485 |
Трамвай № 5 | 156 257 465 | 208 429 661 | -52 172 196 | -48 346 909 |
Трамвай № 11 | 54 174 353 | 102 599 612 | -48 425 258 | -72 909 563 |
Трамвай № 8 | 105 059 117 | 150 813 826 | -45 754 708 | -42 224 395 |
Наибольших дотаций требуют маршруты, следующие из Кировского и Орджоникидзевского районов в центр города. Их ключевая особенность – значительная дальность поездки, которая напрямую влияет на себестоимость перевозок. Большие расстояния и значительное число людей, которые едут от конечной до конечной остановки, приводят к тому, что на одного пассажира в среднем приходится больше затрат топлива, рабочего времени водителя и других эксплуатационных расходов.
Не пропустите:
ТОП-10 по убыточности возглавляет автобусный маршрут № 20 «Микрорайон Новый Крым – Центральный рынок» с рекордной субсидией в 104,4 млн рублей. На втором месте расположился маршрут № 32 «Микрорайон Васильевка – Центральный рынок» с убытком 92,1 млн рублей. А третье место занял автобус № 77 «Улица Памирская – улица Мильчакова», где разрыв между расходами и доходами достиг 83,9 млн рублей. Также в числе наиболее убыточных оказались маршруты № 53 «Центральный рынок – 10-й микрорайон» (69,9 млн рублей) и № 15 «Южная – Детский дом культуры имени Кирова – Центральный рынок» (58 млн рублей).
Среди трамвайных направлений наибольшие убытки зафиксированы на маршрутах № 7 (56,9 млн рублей), № 5 (52,1 млн рублей) и № 11 (48,4 млн рублей). Сам подвижной состав, обслуживание вагонов и инфраструктуры электротранспорта обходится дороже в сравнении с автомобильным. При этом тариф на проезд в Перми усредняется, он одинаковый для всех видов транспорта, поэтому работа всех трамваев дотируется.
Пассажиропоток
Одновременно отметим и небольшое (на 1,4 %) снижение пассажиропотока трамваев в 2024 году при росте общего показателя общественного транспорта – он достиг 240,8 млн поездок, (+ 3 % к 2023 году).
ТОП-10 маршрутов по снижению пассажиропотока в 2024 году | |||
Маршрут | Пассажиропоток | ||
2024 год | 2023 год | Снижение | |
Трамвай № 12 | 954 581 | 3 872 052 | -75,3% |
№ 25 | 302 237 | 503 335 | -40,0% |
Трамвай № 11 | 2 684 791 | 4 293 785 | -37,5% |
№ 69 | 610 748 | 828 745 | -26,3% |
№ 28 | 590 947 | 781 485 | -24,4% |
№ 33 | 1 184 068 | 1 524 584 | -22,3% |
№ 3 | 4 268 702 | 5 247 196 | -18,6% |
№ 29 | 648 607 | 778 121 | -16,6% |
№ 63 | 1 087 806 | 1 292 807 | -15,9% |
Наибольшее снижение пассажиропотока как в процентном, так и в абсолютном выражении зафиксировано на трамвайных маршрутах № 11 и 12. Причиной стало временное прекращение трамвайного движения в Индустриальном районе. Реконструкция улицы Карпинского и замена путей на улице Мира привели к приостановке работы трамвая № 12 «Школа № 107 – микрорайон Разгуляй». Трамвай № 11 «Школа № 107 – микрорайон Висим» также временно не функционировал, однако осенью 2024 года его движение восстановили с изменением следования до станции Пермь II.
В первой тройке также оказался автобус № 25, который с 1 сентября 2024 года был объединен с маршрутом № 5 под его номером. Кстати, на новом направлении, связавшем микрорайоны Новобродовский и Голый Мыс с Комсомольской площадью, пассажиропоток по итогам года вырос на 14,6 %.
В ноябре 2024 года произошли изменения еще у двух маршрутов, вошедших в антирейтинг по динамике пассажиропотока. В целях оптимизации и сокращения времени ожидания автобусов маршрут № 69 объединили с № 70. Одновременно из-за реконструкции улицы Карпинского изменили путь следования автобуса № 28, перенаправив его через ДК Гагарина и улицу Советской Армии. Однако, несмотря на предпринятые меры по устранению регулярных срывов расписания, вызванных пробками у Стахановского кольца и Гознака, пассажиропоток на этом направлении сократился на 24,4 %.
ТОП-10 маршрутов по росту пассажиропотока в 2024 году | |||
Маршрут | Пассажиропоток | ||
2024 год | 2023 год | Рост | |
№ 81 | 4 271 244 | 303 602 | 1 306,9 % |
№ 66 | 143 756 | 27 511 | 422,5 % |
Трамвай № 3 | 222 051 | 146 837 | 51,2 % |
№ 49 | 1 044 212 | 796 571 | 31,1 % |
Трамвай № 4 | 5 934 835 | 4 580 592 | 29,6 % |
Трамвай № 8 | 4 745 934 | 3 693 977 | 28,5 % |
№ 62 | 2 813 101 | 2 228 329 | 26,2 % |
№ 38 | 544 619 | 432 506 | 25,9 % |
Трамвай № 7 | 5 394 204 | 4 316 556 | 25,0 % |
Трамвай № 5 | 7 470 773 | 6 242 437 | 19,7 % |
Заметный рост пассажиропотока зафиксирован на электробусном маршруте № 81 «Улица Сапфирная – станция Пермь II» – на нем количество пассажиров по сравнению с 2023 годом увеличилось в 14 раз. Такая динамика объясняется тем, что электробусы были запущены в конце 2023 года. Одновременно маршрут № 81 показал отрицательную финансовую динамику, что, как и в случае с трамваями, может быть связано с более дорогим обслуживанием подвижного состава и инфраструктуры.
Второе место – за № 66 «Микрорайон Налимиха – улица Светлогорская», который также начал работу во второй половине 2023 года. Маршрут также одновременно оказался в лидерах по увеличению убытков. Это маршрут районного значения, на линии работают два автобуса малого класса. Он улучшил транспортную доступность микрорайона Налимиха. В первую пятерку рейтинга также вошли автобусный маршрут № 49 (с конца 2023 года на нем ввели дополнительные рейсы), а также трамвайные маршруты № 3 и 4 с приростом в 52,2 % и 29,6 % соответственно.
Динамика прибыли и убытка
Финансовые результаты маршрутов мы также оценили в динамике.
ТОП-10 по росту прибыли +/убытка - | |||
Маршрут | Прибыль +/убыток - | Динамика прибыли +/убытка - за год | |
2024 год | 2023 год | ||
№ 71 | 4 657 031,74 | -787 576,78 | +691,3% |
№ 57 | 1 785 349,09 | 456 210,67 | +291,3% |
№ 65 | 706 260,25 | -378 104,21 | +286,8% |
№ 45 | 4 005 313,10 | -2 208 476,80 | +281,4% |
№ 26 | 2 220 440,80 | -1 446 523,05 | +253,5% |
№ 40 | 4 567 195,57 | 2 160 926,02 | +111,4% |
№ 17 | 4 651 218,93 | 2 225 183,11 | +109,0% |
№ 56 | 11 669 212,31 | 5 786 885,05 | +101,6% |
Трамвай № 12 | -7 476 533,964 | -36 772 586,26 | +79,7% |
№ 51 | -492 509,34 | -1 937 521,26 | +74,6% |
Абсолютным лидером стал маршрут № 71 «Пермь I – улица Анвара Гатауллина», который из убытков (–787,6 тыс. рублей в 2023 году) «ушел в плюс» на 4,66 млн рублей. Способствовало этому продление пути следования до Перми I. На втором месте – № 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед», увеличивший прибыль почти в три раза. Мощный рывок совершили маршруты № 65 «Садовая – Березовая роща», который в том числе довозит сотрудников Пермского порохового завода до проходных, и № 45 «Микрорайон Крохалева – улица Мильчакова». Он также обеспечивает транспортную доступность крупных промышленных предприятий, расположенных по ул. Куйбышева.
ТОП-10 по снижению прибыли (убытка) | |||
Маршрут | Прибыль (убыток) | Динамика прибыли (убытка) за год | |
2024 год | 2023 год | ||
№ 66 | -8 295 542 | -1 379 638 | -501,3% |
№ 16 | -10 685 475 | -2 509 444 | -325,8% |
№ 13 | -1 116 528 | 858 692 | -230,0% |
№ 81 | -14 640 245 | -4 886 477 | -199,6% |
№ 75 | -9 563 797 | -3 494 633 | -173,7% |
№ 30 | -6 959 061 | -2 647 395 | -162,9% |
№ 55 | -3 201 086 | 6 151 488 | -152,0% |
№ 3 | -6 892 895 | -3 241 487 | -112,6% |
№ 5 | -13 952 581 | -8 058 696 | -73,1% |
№ 35 | -6 547 575 | -3 819 264 | -71,4% |
Худшие результаты в динамике показал уже упомянутый «социальный» маршрут № 66 «Микрорайон Налимиха – улица Светлогорская», чей убыток за год увеличился в пять раз. В тройке – маршруты № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» и № 13 «Песьянка – площадь Карла Маркса».
Новые направления
Особого внимания заслуживают показатели маршрутов, открытых в 2024 году. В течение года в Перми появились три новых автобусных направления: № 31, 72 и 79. Все они завершили год с отрицательными финансовыми результатами.
Маршрут № 31 «Комсомольская площадь – микрорайон Краснова – микрорайон Липовая гора» показал убыток в 2,5 млн рублей. Чуть хуже ситуация на маршруте № 79 «Микрорайон Новый Крым – Пермский педагогический колледж» – здесь дефицит составил 3 млн рублей. Напомним, что эти направления, обслуживаемые новыми автобусами малого класса, вышли на линии 1 сентября 2024 года, заменив собой устаревшие «тэшки». У автобуса № 72 «ТРЦ «Планета» – ЦУМ», убытки составили 844 тыс. рублей. Он запущен в качестве компенсационного на время ремонта трамвайных путей в Индустриальном районе.
Не пропустите: