Культура
  1. Культура
 30 марта 2009, 13:20  

В формате пьесы

В формате пьесы
Лауреат конкурса «Новая драма» Ксения Малинина – о ходе фестиваля, трудностях читок, шоке от выступления рэпера Сявы и будущих произведениях.

Ксения, Ваше произведение «Рыжий. Белый. Возлюбленный» вошло в число победителей конкурса «Новая драма. Пермь. Лучшая пьеса». Расскажите, как создавалась пьеса.

– Признаюсь, что я давно собиралась написать пьесу. Первые литературные опыты относились к малой форме – рассказам, прежде всего, – для сетевого журнала фантастической направленности «Луч тьмы». Даже думала создать роман, но останавливало то, что в литературе, считающей себя классической, сейчас мало подобных произведений – очевидна проблема формата. А в фантастике, наоборот, в ходу только романы.

«Рыжий. Белый. Возлюбленный» создавался специально для «Новой драмы». Если бы не фестиваль, собиралась бы еще несколько лет. Фактически сам процесс написания текста занял три дня. Однако до начала работы я долго раскачивалась, обдумывала, меняла замыслы, пока не наступил момент, когда просто села и стала фиксировать. Вообще, обычно так и пишу – стремительно и ночами, длительная работа убивает интерес.

Как попали на конкурс? Как готовился текст для презентации?

– На соискание было представлено порядка 50 пьес со всего Пермского края. Главные требования – ранее не опубликованные и не поставленные произведения. Первоначально, кстати, «Рыжий. Белый. Возлюбленный» состоял из девяти эпизодов. Но накануне сдачи выяснилось, что файл с половиной готового текста стерся, и пришлось пьесу урезать. Жаль, конечно, что окончательный вариант не вылежался – там много моментов, которые я не прочь поправить – но теперь уже все оставлю как есть.

За несколько дней до начала фестиваля началась актерско-режиссерская лаборатория, где «обкатывали» тексты участников. В работе приняли участие режиссеры из Москвы – Василий Бархатов, Марат Гацалов, Анна Котова, и из Перми – Михаил Орлов, Алексей Дерягин, Ирина Мальцева, Михаил Лебедев и другие.

Всего на лаборатории «препарировали» семь пьес – три пьесы лауреатов конкурса (в том числе и мою), и четыре известных авторов – Павла Пряжко «Поле», Максима Курочкина «Титий Безупречный», Ярославы Пулинович «За линией» и Юрия Клавдиева «Медленный меч». Мое произведение к читке готовил режиссер Михаил Лебедев, он же и читал за одного из персонажей. Скажу честно, что первоначальный эксперимент не удался и за стилем чтения смысл остался непонятым. Кировский режиссер Борис Павлович даже сказал, что у субкультуры нет права на сценическое воплощение, и я бегала в истерике – думала снимать читку с программы. Но на самом фестивале все прошло хорошо – пришли, прочитали, прозвучало и смотрелось превосходно.

Как прошел фестиваль? Что особенно запомнилось?

– Запомнился бешеный темп лаборатории – по три читки за вечер, обсуждение после каждой, плюс показ кино, спектакли вне программы. Понравилась камерная обстановка – приходило малое количество людей, и все вместе создавали некое особое культурное пространство. Общее впечатление от фестиваля – все на своем месте: высокие гости из Москвы, читки и даже выступление рэпера Сявы с «Засадой» (которое шокировало не только меня). Но ощущения несовпадения формата и события ни разу не возникло.

Борис Мильграм в ходе фестиваля заявлял, что у нас есть плодородное поле, а мы ждем, когда кто-то захочет быть садовником. Но ведь пермская культурная среда – не пустое пространство. Просто уральцы, как говорил писатель Дмитрий Скирюк, талантливые, но ленивые. «Новая драма» тем и хороша, что кто-то наконец-то решился, поднял голову из своего болотца и начал делать осязаемые вещи.

Во время обсуждения Вашей пьесы создалось впечатление, что не всем понятны темы, затронутые Вами. И все-таки: о чем «Рыжий. Белый. Возлюбленный»?

– Не знаю. Пока я писала ее, совершенно четко знала. А потом, когда прошли репетиции, поняла – можно сказать и про то, и про это, и все будет присутствовать и звучать. Каждый понял что-то свое, ведь именно такие вольные ассоциации зрителя оправдывают факт появления произведения на свет. Для меня эта пьеса – о дороге, зимнем ветре в лицо, ночных песнях под вино.

Какой Вы видите дальнейшую судьбу Вашего произведения?

– Мне сложно судить, возьмутся ли российские театры ставить пермские произведения по грантам Министерства культуры и массовых коммуникаций. Но для себя определила, что предпочла бы увидеть «Рыжий. Белый. Возлюбленный» на маленькой, камерной сцене. Например, для постановки идеально подойдет «Новая драма» (пермский театр Марины Оленевой. – Прим. «bc»).

О чем будет следующее Ваше произведение?

– Сейчас у меня есть несколько задумок, но не знаю, какая из них напишется раньше. Вообще мне удобно работать в формате пьес. Просто в других жанрах нет того уровня стремительности и динамики, а драматургия выдает сразу ремарки к кадрам. Я пишу, и в моей голове раздаются голоса, возникает живая картинка. Чтобы не коверкать язык рассказа или повести и не утонуть в тексте, пьеса подходит идеально.

Теги:
Все новости компаний