В Музее современного искусства 4 августа состоялся показ перфоманса «Балет-Гранит». Театрализованное действо представляет собой копродукцию галереи «Szuper Gallery» в лице Павла Керестея и Сюзанны Клаусен и экспериментального театра «Curtain Razors» под руководством Мишеля Середа.
Аннотация представления обещала нечто беспредельно восхитительное: «Это перфоманс, в котором художники актуализируют ужасы и страхи капиталистического фантазма. Наш спектакль — серия «живых образов», воссозданных из известных исторических картин, моделей бытового повседневного поведения и кинематографической классики». Создатели перфоманса клялись, что зритель не сумеет различить, где заканчивается перфоманс и начинается театр, и в результате станет свидетелем чего-то «наподобие новой оперы». И наконец: «В основе самого танца лежит так называемая краш-хореография, движения которой взяты из языка балета, модерна и современного танца».
Если коротко, то все описанное зрители, в общем и целом, увидели. Действие спектакля развивалось в условиях декоративных каменных глыб и огромного проекционного экрана, на котором была запечатлена узкая пещера с перемещающимися по ней неясными тенями. На переднем же плане с переменным темпом протекала история некоей семьи, застигнутой в своем уютном горном жилище страшной чумой, угрожавшей смертью всему окружающему.
Сюжет, кстати, становится прозрачным лишь в середине происходящего — в тот момент, когда неразборчивый закадровый голос начинает вещать интонациями, которыми в нашем детстве рассказывались страшилки вроде «в черном-черном городе, в черном-черном доме...» В это же время сцена настолько заполняется действующими лицами (в основном детьми), что следить за развитием повествования становится еще более сложно. Нехитрые танцевальные номера только добавляют общего сумбура.
Спектаклю (раз уж все это подается именно как спектакль), по нашему мнению, не хватает внятной драматургии и объемных характеров. То, что это перфоманс, не служит ему более или менее весомым оправданием. Из всех авторских задумок отчетливо читается лишь одна — знаменитая платоновская аллегория мифа о пещере, согласно которой люди не в состоянии распознать реальность, а наблюдают лишь ее тени и блики, падающие на стену их темницы-пещеры. Ну а капиталистические фантазмы и живые образы для обычного зрителя останутся лишь эффектными посулами.
Справка «bc»
Проект «Балет» начался три года назад и был впервые показан в Ридинге (Великобритания) как фильм-инсталляция. Затем он был представлен в галерее Маккензи (Канада), где в апреле-августе 2011 года и возник живой перфоманс «Балет-Гранит». В марте 2012 года проект был осуществлен в музее города Тун (Швейцария).