На минувшей неделе начальник управления потребительского рынка администрации Перми Ахсо Арекеева рассказала, какие изменения ждут наружную рекламу начиная со следующего года. Теперь любая рекламная конструкция может быть установлена только в соответствии с общегородской схемой, которую администрация Перми утверждает своим постановлением в срок до 1 января 2014 года.
Разрабатывать части схемы — комплексные проекты размещения конструкций на определенной территории — разрешено как муниципалитету, так и самим рекламным компаниям. По признанию г-жи Арекеевой, на сегодня интерес к подобной работе рекламные компании не проявляют. Между тем, по данным чиновницы, в Перми насчитывается порядка 30 крупных и средних игроков. Как отмечает г-жа Арекеева, самостоятельная разработка комплексных схем позволит участникам рынка минимизировать риски по сохранению своих конструкций. Если предложений от бизнеса не поступит, муниципалитет самостоятельно разработает комплексные планы и объединит их в схему.
«Федеральный законодатель обязывает провести нас эту работу до 1 января 2014 года, и схема будет готова и утверждена к этому времени. У рекламных компаний есть возможность поучаствовать в процессе ее создания. Другой путь — сидеть и ждать, пока их конструкции просто спилят», — отмечает г-жа Арекеева.
Прецеденты разработки схемы самостоятельно рекламными компаниями на федеральном уровне есть. Так, по словам г-жи Арекеевой, полностью данный документ участники рынка создали для Москвы.
В свою очередь, участники рынка называют целый ряд рисков, который возникает в случае, если они самостоятельно разрабатывают комплексный план размещения рекламных конструкций. Прежде всего это необходимость согласования со всеми контролирующими органами, начиная от управления потребительского рынка и заканчивая, в определенных районах города, Краевым центром охраны памятников. Кроме того, отсутствуют какие-либо гарантии, что по итогам торгов именно данная компания займется размещением рекламы на территории. Также в штате необходимо иметь конструктора-проектировщика, что доступно далеко не всем участникам пермского рынка.
«Четко понятно, что если соблюдать все требования законодательства, количество конструкций сократится не в два раза, а на порядок. Очень мало будет рекламных конструкций в центре, и получится перенос основной массы за пределы центрального планировочного района, в том числе на выезды из города — эти направления будут разрабатываться для размещения рекламного инвентаря», — отмечает Татьяна Бадяева, директор медийной группы «Паритет».
Среди других новаций федерального законодательства — изменение срока размещения рекламных конструкций. Теперь субъект может установить срок от 5 до 10 лет по различным видам рекламных конструкций. Кроме того, установлен административный порядок демонтажа незаконно установленной рекламы, а штрафы за такое размещение увеличены с 50-80 тыс рублей до 0,5-1 млн рублей.
Меняется и стоимость аренды рекламных конструкций — теперь она зависит от результатов торгов. Итоговую сумму компании будут выплачивать в бюджет города ежегодно, в течение всего времени размещения. «Стоимость рекламных конструкций возрастет на 30-40%», — прогнозирует Илья Мокрушин, руководитель ООО «Реклама и Полиграфия».
В администрации уверены, что все предлагаемые меры ведут к упорядочению ситуации на рынке рекламы, делают его более цивилизованным и удобным для жителей. У представителей бизнеса позиция несколько другая.
«Если на порядок изменится количество рекламных конструкций, естественно, стоимость будет другая. Но здесь существует внутриотраслевая конкуренция. Вопрос — не уйдут ли клиенты, не желая вкладывать такие большие суммы в наружное размещение, в интернет и телевидение. Перераспределение бюджетов может произойти внутри», — прогнозирует г-жа Бадяева.
ПОСТАВЯТ ЭКСПЕРИМЕНТ
На сегодняшний день администрацией Перми объявлен аукцион на разработку комплексного проекта по размещению рекламы для территории, прилегающей к автодороге Старцева — Чкалова. Максимальная сумма муниципального контракта составляет 1,4 млн рублей, закончился этап подачи заявок. После подведения итогов комплексный проект должен быть разработан в течении 50 дней, а торги по данной территории планируют провести не позднее октября 2013 года. В администрации пояснили, что выбор магистрали Старцева — Чкалова обусловлен отсутствием здесь каких-либо рекламных конструкций и, по сути, позволяет провести эксперимент.