Перевозчики, купившие новые автобусы для участия в конкурсе по распределению маршрутов городского транспорта в Перми, могут обратиться в суд, чтобы взыскать убытки, которые они несут из-за вынужденного простоя. На минувшей неделе пермское УФАС рекомендовало департаменту дорог и транспорта приостановить конкурсные процедуры до завершения внеплановой проверки, которую инициирует ведомство в отношении департамента и конкурсной комиссии. Проанализировав обращения перевозчиков, антимонопольщики решили разобраться в вопросе оценки паспорта технического средства (ПТС) и обоснованности отклонения заявок по причине его неправильного заполнения.
По словам Антона Удальева, и.о. руководителя Пермского УФАС России, рассмотрение жалоб началось. Сейчас запрашиваются документы, предоставленные участниками на конкурс, и информация от органов внутренних дел и таможни, которые занимаются оформлением ПТС. «Сами перевозчики этим не занимаются, комиссия тоже, но почему-то определила для себя право судить о законности или незаконности ПТС. Я понимаю, что ПТС может быть подложным, но выводы об этом должны делать не депутаты городской думы. С другой стороны, опасения департамента также обоснованы: автобусов-«конструкторов» огромное количество, и комиссия пытается разобраться в том, какую технику им предлагают, до того как будет определен победитель. Мы выдали рекомендацию приостановить конкурс, чтобы понять, что делать в сложившейся ситуации перевозчикам», – отметил он.
Перевозчик Валерий Ротманов считает, что приостановление конкурса ограничивает возможности тех предпринимателей, которые закупили для участия в нем новую технику. Перевозчики несут убытки и не исключают возможности взыскать их в судебном порядке.
«Конкурс начался в декабре 2014 года. Документация составлена так, что автобусы на момент участия в конкурсе должны быть здесь, в Перми, но начать работу предполагалось в апреле. В результате техника, купленная и привезенная в декабре-январе, на которую перевозчики потратили сотни миллионов рублей, простаивает. Работу автобусы не выполняют, доход не приносят. Сегодня конкурсные процедуры приостановили до 31 марта. Еще месяц порядка ста новых автобусов будут стоять «у забора», а перевозчики платить проценты по кредитам. При этом все старые автобусы работают на своих маршрутах. Мы этот конкурс ждали два года, два судебных решения о возобновлении конкурсных процедур были вынесены. Нас убеждали потратить деньги, обещали обеспечить пятилетний контракт, чтобы окупить затраты, а теперь получается, что до его заключения еще три года пройдет», – рассказывает г-н Ротманов. По его словам, те, кто приобрел новые автобусы для участия в конкурсе, обратятся в суд, чтобы возместить ущерб.
Убытки, которые несут перевозчики, исчисляются миллионами. По расчетам Валерия Ротманова, за месяц простоя двадцати автобусов перевозчик теряет 1,3 млн. рублей. Всего пермские перевозчики приобрели для участия в конкурсе около ста единиц новой техники.
Представитель антимонопольного ведомства не считает, что приостановку конкурсных процедур можно рассматривать с позиции отдельно взятой «когорты перевозчиков», которые имеют новую технику. На пресс-конференции Валерий Ротманов обратился к Антону Удальеву с вопросом: «Сегодня по вашей рекомендации конкурс приостановлен до 31 марта. Не находите ли вы, что таким образом ограничивается доступ к конкурсу добросовестным предпринимателям, имеющим новые автобусы?»
«Я считаю, что это никоим образом не препятствует добросовестным перевозчикам, потому что те лица, у которых ПТС ненадлежащим образом заполнены сотрудниками ГИБДД, тоже являются добросовестными. Наша рекомендация приостановить не является обязательной. Она будет таковой, если перевозчики, заявки которых отклонены, обратятся с жалобой по статье 18.1 закона «О защите конкуренции». Тогда будет остановлено все: даже те конкурсы, которые находятся в стадии заключения договоров. Будет еще хуже, мы тогда до конца года итогов конкурса не увидим», – заключил г-н Удальев.
Как пояснили в администрации Перми, члены конкурсной комиссии при оценке заявок руководствуются утвержденным городской думой положением о проведении конкурсных процедур и федеральным законодательством. В департаменте отмечают, что после первого вскрытия конвертов около 80% конкурсных процедур не состоялось, что было связано с чисто техническими моментами. Уже на второй раз количество этих ошибок сократилось вдвое, при вскрытии конвертов 16 февраля этих ошибок уже практически не было. То есть большинство перевозчиков нормально отнеслись к требованиям, сходили в ГИБДД и внесли все соответствующие правки. «Все дальнейшие действия департамента дорог и транспорта будут зависеть от итогов работы недавно созданной рабочей группы», – говорится в официальном ответе мэрии.