Леонид, расскажите о сериале. Как вы пришли к такой идее?
– Формально LITTLE HEROES – это документальный интернет-сериал о композиторах России. Сейчас идет работа над первым сезоном, который рассказывает о поколении 80-90-х. Поскольку картина представляет собой серию интервью с героями, далее я, вероятно, буду говорить, им и уподобляясь (улыбается).
Стремлению к созданию проекта предшествовал мой довольно длительный опыт встреч с молодыми композиторами в разнообразных ситуациях ещев то время, когда я только начинал сам заниматься композицией. Этот опыт во многом определил интонацию сериала.
Кроме того, я с 14 лет занимаюсь видеомонтажом. Когда мама ушла с телевидения, мы зарабатывали производством роликов и фильмов для разных учреждений и организаций. Так что, отчасти, повествование включает homage (фр. дань почтения – «bc») профессии, помноженный на ощущение семейности и следующую из всего этого сентиментальность.
Идеи сериала как таковой нет, потому что нет однозначной идеологической платформы, на которой идея могла быть сформулирована. Есть объект рассмотрения, объект осмысления, границы которого расширяются по мере приближения к нему и его постижения. В социальном плане это опыт прикосновения к нарративу Нового эпоса, с той оговоркой, что эпическое повествование как таковое отсутствует, оно вынесено за скобки.
В целом получается коллективное исследование, методология которого включает самопрезентацию. Это попытка пролонгированной видеоэссеистики об опыте встречи с Другим, опыте свидетельства и свидетельствования, о малом героизме и незаметном подвиге сегодня.
Герои сериала – кто они? Как вы их искали?
– Я достаточно давно нахожусь в композиторской тусовке, поэтому поиск героев не представлялся проблемой. В самом сериале ответ на вопрос, кем являются люди на экране, является основой высказывания. Это композиторы. Они могут быть моими друзьями, приятелями, знакомыми, знакомыми знакомых... Главное, что это те, кем я восхищаюсь, пусть и на расстоянии.
Проблемным является понятие композитора и, если двигаться дальше, – самоидентификация. Кто-то из наших героев, скажем, без тени сомнения представляется как композитор и совершенно серьёзно стремится развиваться так, чтобы властвовать над умами и душами, вести массы в светлое будущее. Кто-то говорит, что самая важная его роль – быть человеком. Есть композиторы, которых мы застаём в состоянии кризиса прямого высказывания, вследствие чего они не дают интервью, но продолжают разговаривать с нами из пространства своего персонального мифа, своей профессиональной репрезентации.
В любом случае – всеэто люди деятельные, активно пребывающие в профессиональном пространстве и, вне зависимости от своей жизненной позиции, понимающие и принимающие текущий культурный процесс в доступной постижению полноте.
Кто вместе с вами занимается этим проектом?
– Безумцы и фанаты! Документалисты, фотографы, видеографы и художники, журналисты и бизнес-аналитики, которые по какой-то причине мне доверились. Про каждого из них я бы тоже снял серию, но ребята, боюсь, не согласятся.
Вообще я просто просил помочь друзей и знакомых, кто-то сам предлагал помощь. Съёмки, в которых я не могу принять участие лично, координирую на расстоянии: наблюдаю за процессом по скайпу. Большая часть команды удивительным образом – бывшие пермяки. И это, кстати, ещебольше усиливает ощущение семейного дела.
Как-то так получилось, что за неимением опыта пребывания в полной большой семье (потому что моя семья изначально разрушена и некоторое время продолжала распадаться) почти все мои проекты характеризует наличие рабочей атмосферы, исполненной безусловным приятием и теплотой. Видимо, я всю жизнь собираю вокруг себя локальные семьи, пусть и не слишком крепкие.
А как появились деньги на сериал?
– У LITTLE HEROES изначально нулевой бюджет. Это, конечно, накладывает ограничения по скорости и качеству. Зато сами съёмки почти всегда проходят легко, что в некотором смысле как раз и гарантирует качество. Впрочем, вопроса о деньгах даже не стояло. Ребята просто соглашались снимать, когда их графики совпадали с героями.
Ещенепонятно, как всесложится дальше. Я, конечно, готов довести проект до конца и без бюджета. Надежда, в основном, на гранты, краудфандинг и нескольких влиятельных друзей.
Почему этот проект важен для вас?
– Довольно давно я начал собирать частные мнения молодых коллег, чтобы сориентироваться на музыкальной карте России и попробовать определить в ней своеместо. За эти годы материал стал источником, проявляющим контуры не только профессионального, но и человеческого пространства страны. С другой стороны, насыщенность этого материала позволяет достичь достаточно ощутимого опыта трансценденции, о котором я упоминал в первом вопросе. Не то чтобы это особенно отличалось от того, что предлагает документалистика.
Чем вы сейчас занимаетесь? Есть ли у вас другие проекты?
– У меня очень много идей, но до недавнего времени я не мог выбрать, на чём сфокусироваться. По этой причине рассказывать пока, к сожалению, особенно не о чем.
Помимо LITTLE HEROES я занимаюсь сценариями, продюсирую нескольких начинающих музыкантов. С недавнего времени пишу оперу о Стефане Пермском, Перми, нашем в ней месте, ее языке и истории. Точнее, пишу я ее довольно давно, но теперь вроде бы это становится интересно кому-то ещё.