Газета
  1. Газета
 20 апреля 2015, 13:20  

Наземные богатства

Наземные богатства
Снижение пассажиропотока заставляет региональные аэропорты развивать услуги, не являющиеся авиационными. Пермский аэропорт пока не может похвастаться успехами в этом деле – в прошлом году только 12% своих доходов он заработал «на земле».

Региональные российские аэропорты вслед за столичными и зарубежными стремятся получать доходы не только от перевозки пассажиров по воздуху, но и от их обслуживания на земле, в том числе через привлечение на территорию аэровокзала бизнеса в сфере торговли и услуг. Поскольку размах неавиационной деятельности аэропорта напрямую зависит от наличия свободных площадей, где могли бы разместиться эти предприятия, у пермского аэропорта в этом плане возможностей немного. Неавиационные услуги приносят 10-12% от общих доходов аэровокзала. После реализации проекта строительства нового терминала, предполагающего и развитие прилегающей территории, ситуация может измениться. «Пока доля от неавиационных услуг в «Большом Савино» находится на уровне чуть ниже среднего, если сравнивать с показателями других региональных аэропортов, и остается незначительной на общероссийском и мировом фоне. В зарубежных аэропортах доходы от диверсификационной деятельности в отдельных случаях превышают авиационные, однако компании стремятся к балансу 50/50, – рассказывает глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – В московском авиационном узле эта доля колеблется от 25 до 45%. В российских региональных аэропортах показатель может быть нулевым – если говорить о маленьких аэровокзалах на севере Сибири или Дальнего Востока. В более развитых аэропортах он варьируется от 15 до 20%». За восемь месяцев 2014 года доходы от неавиационных услуг составили 10-12% от общей выручки аэропорта Перми, сообщили «bc» в пресс-службе ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Обновленные данные в компании предоставить отказались, ссылаясь на то, что информация носит коммерческий характер. За указанный период доход аэропорта от аренды имущества увеличился на 80% по сравнению с данными 2013 года. На 38% выросла выручка от использования автостоянки. Рекламой и упаковкой багажа аэропорту удалось заработать на 52 и на 42% больше. По данным из открытых источников, чистая прибыль ОАО «Международный аэропорт «Пермь» за прошлый год составила 183,9 млн рублей, что на 10,6% больше, чем за предыдущий отчетный период. Выручка акционерного общества выросла с 801,4 млн рублей в 2013 году до 931,9 млн в 2014 году (16,3%). В графе «Прочие доходы» в официальном отчете организации о финансовых результатах за прошлый год указана сумма 11,9 млн рублей. В 2013 году показатель составлял 12,5 млн рублей.

Размер имеет значение.

«В России уровень неавиационных доходов аэропортов значительно ниже, чем за рубежом, в силу ряда объективных причин. В частности, из-за небольших площадей типовых советских аэропортов, недостатка свободных помещений в терминалах аэропортов, отсутствия подготовленного персонала и невысокого качества обслуживания. Вместе с тем в последние 5 лет ряд региональных аэропортов совершили значительный рывок в части развития неавиационной коммерции, хотя в целом в российских аэропортах диверсификация только начинает активно развиваться», – рассказали в компании «Базэл Аэро». По словам Олега Пантелеева, среди российских аэропортов более «продвинутыми» в этом плане являются те, что управляются крупными аэропортовыми холдингами, имеющими опыт привлечения бизнеса к деятельности, связанной с парковкой, рекламой и другими направлениями. В качестве положительных примеров эксперт привел аэровокзалы Екатеринбурга, Новосибирска, Сочи, Краснодара. Еще один двигатель роста – наличие в собственности у оператора аэропорта прилегающих площадей, сдача в аренду которых позволяет получать прибыль от удаленных парковок или складской деятельности. «В России это практикуется редко – немногие аэропорты имеют в собственности участки необходимого размера в отдалении от терминала», – отмечает г-н Пантелеев. Доля неавиационных доходов также зависит от общей структуры выручки, модели управления аэропортом, соотношения международных и внутренних вылетов, регулярных и чартерных рейсов, фактора сезонности и наличия лоукостеров. Важно и то, какие именно категории выручки аэропорт включает в структуру неавиационных», – добавляют в пресс-службе УК «Аэропорты регионов».

Накормить, напоить, припарковать.

Пример компании «Базэл Аэро» показывает, что наиболее весомую долю в структуре неавиационных доходов занимают поступления от сдачи имущества в аренду (33%) и доходы от VIP/CIP услуг – залов повышенной комфортности, залов официальных лиц и делегаций и т.п. (32%). В список источников дополнительного дохода также включены: парковка – 11%, доходы от концессий (концессия от точек питания, камера хранения, упаковка багажа) – 10%, реклама – 8%, другое – 5%. Выручка от неавиационных услуг аэропортов «Базэл Аэро» превысила по итогам 2014 года 1,5 млрд рублей. Доля неавиационных доходов от общей выручки международного аэропорта Сочи в 2014 году составила более 32%. Общая выручка аэропорта по сравнению с 2013 годом выросла на 22% – до 3,1 млрд рублей. В рамках совместного предприятия Nuance Basel были открыты две торговые зоны в формате Duty Paid и Duty Free. Новые торговые площади аэропорта составили около 1500 кв. м. Неавиационная деятельность активно развивается и в аэропорту Краснодара, который в 2014 году модернизирован. Его общая площадь увеличилась почти в два раза, что позволило обустроить торговую и клиентские зоны, открыть зал повышенной комфортности, рассказали в пресс-службе холдинга. Выручка международного аэропорта «Якутск» от неосновных видов деятельности за последний год составила 42,2% от общей суммы консолидированных доходов предприятия, в том числе по неавиационным видам деятельности – 25%, сообщает пресс-служба аэропорта. В структуру неавиационных доходов «Якутск» включает выручку от реализации бортового и общественного питания. На ее долю приходится почти 66% неавиационных доходов. В 2015 году цех бортпитания, входящий в подразделение аэропорта, стал обеспечивать питанием не только авиакомпании, но и учреждения здравоохранения и образования. В дальнейшем доходы планируется увеличить также за счет оказания услуг по доставке еды населению, отмечают в компании.

Доходы от гостиницы якутского аэропорта составляют 12,6%, от предоставления в аренду помещений аэровокзал получает 8,6% неавиационных доходов, от размещения рекламы – 1,4%, еще 1,2% приносит парковочный комплекс. Другой пример развития диверсификационной деятельности в аэропортах, не входящих в крупные холдинги, демонстрирует международный аэропорт «Владивосток». Выручка компании от неавиационных услуг по итогам прошлого года составила 1,51 млрд рублей – это 21% от общего показателя. В 2013 году дополнительные услуги принесли аэропорту Владивостока 1,38 млрд рублей (19%).

Есть к чему стремиться.

«Наступивший год в силу объективных причин, связанных с экономическим кризисом вследствие применения международных санкций и существенным падением курса рубля, привел к резкому замедлению темпов роста авиаперевозок. Кризис коснулся не только авиакомпаний, но и аэропортов, особенно региональных, которые большей частью находятся в сложном финансовом положении и не имеют возможностей за счет собственных средств развивать инфраструктуру в связи с низкой доходностью аэропортового имущества при высоких затратах на его содержание. Сокращение традиционных авиационных доходов аэропортов делает особенно актуальным развитие неавиационных видов деятельности», – считают в АО «Аэропорт Якутск». В перспективности данного направления уверены и в холдингах «Аэропорты регионов» и «Базэл Аэро». В аэропорте Якутска подсчитали, что к 2018 году неавиационные доходы должны вырасти на 50% – за счет расширения видов работ и услуг, доля которых в структуре неавиационных доходов будет составлять 27%. Так, аэропорт «Якутск» планирует дооборудовать существующую парковочную систему и построить долгосрочную парковку площадью 1500 кв. метров, а также открыть кассы по продаже билетов и туристическое агентство. Целевые показатели доли неавиационных доходов в аэропортах УК «Аэропорты регионов» – 30-50%, но в силу уникальности каждого региона и аэровокзала они отличаются, рассказали департаменте навигационной коммерции компании. «Задача по значительному увеличению доли неавиационных доходов может стоять перед аэропортами, где есть потенциал для роста – площади и пассажиры. В небольших аэропортах, таких как Анапа и Геленджик, где площади заняты практически на 100%, увеличение неавиационных доходов может зависеть только от роста пассажиропотока, например при использовании парковки, бизнес-залов, залов повышенной комфортности», – отмечает представитель холдинга «Базэл Аэро».

Компактные решения и авиагорода.

Для небольших аэровокзалов точкой роста неавиационных доходов может быть привлечение вендингового бизнеса, полагают в агентстве «Авиапорт». «Вендинг может приносить аэропортам сотни тысяч рублей в год, но здесь встает вопрос величины пассажиропотока: вендинговый аппарат не занимает много места, но сколько людей воспользуются его услугами – зависит от количества пассажиров, которое обслуживает аэропорт, – считает Олег Пантелеев. – Для небольших аэропортов это привлекательно, в частности, с точки зрения возможности расширить ценовой спектр услуг. Если в кафе на территории аэропорта чашка кофе стоит 150-200 рублей, то в автомате, установленном там же, – 60-80 рублей», – приводит пример эксперт. «Крупные и средние аэропорты двигаются в сторону реализации концепции Airport City с созданием полноценной инфраструктуры, которая включает в себя транспортную доступность, объекты индустрии развлечений и полноценные торговые центры с наполнением, к которому привык современный городской житель, – рассказывают в холдинге «Аэропорты регионов». – Компания во всех своих региональных активах развивает маркетинговую стратегию предоставления широкой линейки неавиационных услуг, приближая аэропорты к реализации этой концепции», – отмечают в пресс-службе УК «Аэропорты регионов». В международном аэропорту «Пермь» не раскрывают планов по развитию неавиационных услуг, однако очевидно, что после строительства нового терминала в декабре 2017 года ситуация должна измениться в лучшую сторону. «Та территория, которую край выделяет под комплекс аэропорта, дает возможность строительства гостиниц, офисных центров, цехов бортового питания и целого ряда других производств, которые обычно тяготеют к аэропорту. Это и транспортно-логистический комплекс, склад временного хранения грузов, комплекс по разбору почты. Сегодня пассажиры хотят качественно иного сервиса, и аэропорт Перми сможет соответствовать этим требованиям. Кроме того, необходимо создать условия для бизнеса, чтобы вокруг аэропорта развивались самые разные проекты», – заявил владелец холдинга «Новапорт» Роман Троценко, подписав инвестиционное соглашение с Пермским краем. На сегодняшний день уровень развития неавиационных услуг в российских аэропортах отстает от зарубежных аэровокзалов сопоставимого масштаба, – констатирует Олег Пантелеев. «Сокращение объемов перевозок на международных линиях довольно сильно бьет по бизнесу, в частности, операторов дьюти-фри. Поэтому наиболее разумными являются концессионные соглашения, в которых предусмотрена плата, устанавливающая зависимость между размером отчислений со стороны оператора неавиационного бизнеса от величины достигнутого пассажиропотока, – считает эксперт. То есть чем больше аэропорт привез потенциальных покупателей, тем выше арендная ставка – независимо от того, сколько он реально заработал. Наличие таких договоров и позволяет операторам не прогореть, когда клиентов становится меньше», – поясняет он.


Фото: flickr.com, Ryan Wick.jpg

Все новости компаний