Экономика
  1. Экономика
 26 сентября 2016, 15:53  

KNAUF GIPS KG взыскивает с пермских компаний 4,5 млрд рублей за незаконное использование своих товарных знаков

KNAUF GIPS KG взыскивает с пермских компаний 4,5 млрд рублей за незаконное использование своих товарных знаков

Больше года в арбитражных судах по всей России компания KNAUF GIPS KG пытается защитить свои права на одноименные товарные знаки. 29 сентября в пермском арбитраже состоится заседание по спору между KNAUF GIPS KG и ОАО «Гипсополимер», ООО «Прикамская гипсовая компания» (ПГК), ООО «Торговый дом «Прикамская гипсовая компания» (ТД ПГК). Суд рассмотрит претензии немецкой компании на сумму более 4,5 млрд рублей – эти средства KNAUF требует за незаконное использование своих товарных знаков на продукции пермского производителя стройматериалов. Интрига заключается в том, что KNAUF владеет 30% акций «Гипсополимера». Что не поделили между собой региональная компания и ее иностранный акционер, разбирался корреспондент Вusiness Сlass.

Инвестиции в гипс

Во время приватизации 90-х годов немецкая компания Gebr. Knauf Verwaltungsgesellschaft KG приобрела 20% акций «Гипсополимера», заплатив за них более 8,5 млрд рублей, в счет оплаты пакета также учли производственное оборудование и другое имущество. Еще около 10% акций общества докупались отдельно. Как подчеркнули в KNAUF, на тот момент пермское предприятие находилось на грани банкротства и имело долги, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Через некоторое время задолженность «Гипсополимера» перед бюджетами разных уровней стала активно снижаться, на предприятии модернизировали линию по производству гипсокартонных листов, построили цех по производству сухих смесей на основе гипса, наладили сбытовую деятельность и прочее. В новое тысячелетие «Гипсополимер» вошло финансово устойчивой, прибыльной и динамично развивающейся компанией.

Однако уже в начале 2000-х годов между KNAUF и остальными акционерами «Гипсополимера» (представитель мажоритарных акционеров Афанасий Братякин) начались первые споры. Иностранный собственник возражал против перевода активов в пользу «Прикамской гипсовой компании», подконтрольной г-ну Братякину, что неизбежно привело бы к снижению стоимости пакета KNAUF. Однако тогда попытки оспорить сделки в суде со стороны миноритариев оказались безрезультатными: активы постепенно перевели без необходимости согласования отдельных сделок с акционерами. В конце 2014 года российский менеджмент «Гипсополимера» предложил ликвидировать общество, а потом – выкупить пакет KNAUF. Сумму сделки в немецкой компании назвали «символической».

Несмотря на возражения KNAUF, с 1 мая 2015 года ОАО «Гипсополимер» полностью прекратило производственную деятельность, в том числе выпуск гипсокартона. Сегодня эту и другие виды продукции под товарным знаком «Гипсополимер» производит «Прикамская гипсовая компания», а ее дистрибуцией занимается одноименный торговый дом, также принадлежащий Афанасию Братякину. Вплоть до прекращения производственной деятельности «Гипсополимера» вся продукция организации также шла дилерам через указанные компании, которые и получали основную прибыть от продажи.

При этом, по данным официальной отчетности, в конце 2015 года численность работников «Гипсополимера» составляла 3 человека. Кроме того, по словам одного из источников, знакомого с ситуацией на предприятии, крупнейшим объектом недвижимого имущества компании могла являться монументальная Доска почета членов трудового коллектива. И в этом «активе» иностранному инвестору принадлежит доля, за которую в свое время было заплачено более 1,4 млн евро.

Участники поневоле

В 2011 году KNAUF стало известно, что «Гипсополимер» выпускает гипсокартон или, как эту продукция называют на предприятии, – строительные плиты для сухой штукатурки стен с нанесением маркировки «ОАО «Гипсополимер» г. Пермь ПРОИЗВЕДЕНО ПРИ УЧАСТИИ KNAUF».

В декабре того же года KNAUF направил «Гипсополимеру» претензию с требованием прекратить незаконное использование товарных знаков компании. В ответах пермское общество признало использование маркировки и отметило, что указание на товаре надписи «произведено при участии KNAUF» не нарушает исключительные права немецкого холдинга. Согласно официальному письму ОАО «Гипсополимер» за подписью тогдашнего генерального директора Владимира Кисиленко (сейчас возглавляет ООО УК «Гипсополимер» (управляет ПГК и ТД «ПГК»)), такая маркировка «отражает участие KNAUF/ Gerb.Knauf Verwaltungsgesellschaft KG в деятельности и производстве» региональной компании. Однако, несмотря на прямой запрет немецкого правообладателя, «Гипсополимер» продолжил выпускать продукцию с маркировкой KNAUF, поэтому правообладатель обратился в суд.

В суде ответчики («Гипсополимер», ПГК и ТД «ПГК») неожиданно стали отрицать факт нанесения спорной маркировки на свои изделия.

Истец задавал вопрос представителям «Гипсополимера»: «Как минимум с 2012 года на рынке в больших объемах присутствует продукция, на которую незаконно наносится ваш товарный знак, и вы ничего не предпринимаете?» Представители пермских компаний отвечали: «Это наше дело».

При этом изначально позиция «Гипсополимера» не была столь категоричной. Так, сразу после получения иска в сентябре 2015 года г-н Кисиленко отмечал изданию «КоммерсантЪ-Прикамье», что «данный вопрос (об использовании товарного знака KNAUF) обсуждался и был решен с «Кнауф» несколько лет назад. Был получен ответ Торгово-промышленной палаты, в котором указано, что нарушений авторских прав «Кнауф» нет».

Также сегодня в судебном процессе оппоненты немецкой компании утверждают, что не выпускали и не продавали гипсокартонные листы, а занимались производством и реализацией совершенно другой продукции – строительных плит для сухой штукатурки стен, а также гипсовых строительных плит. В итоге KNAUF доказывает в суде не только то, что маркировку KNAUF на чужой продукции указывали незаконно, но и сам факт производства и сбыта продукции со спорной маркировкой.

Факт нарушения исключительных прав КНАУФ пришлось подтверждать контрольными закупками товаров у официальных дилеров «Гипсополимера» в регионах России – в их ходе был приобретен товар со спорной маркировкой «ОАО «ГИПСОПОЛИМЕР» г. Пермь ПРОИЗВЕДЕНО ПРИ УЧАСТИИ KNAUF».

«Если бы наши оппоненты имели смелость не отрицать в суде очевидных для всего рынка фактов, необходимость проведения контрольных закупок и привлечения дилеров в качестве третьих лиц отпала бы сама собой, – заметили в KNAUF. – Задача суда свелась бы только и исключительно к вопросу правомерности или неправомерности использования спорной надписи. Однако «Гипсополимер» отрицает данные обстоятельства, чем ставит под удар своих дилеров, вовлекает их в судебный процесс с KNAUF».

В KNAUF отмечают, что в этом случае можно было бы говорить о нарушении прав очередного иностранного инвестора, если бы холдинг не владел в России 12 предприятиями с 36 производственными линиями. Компания производит здесь 1,4 тыс. наименований продукции, степень локализации которой превосходит 80%. Работой на производствах холдинга обеспечены 4 тыс. человек. «Предприятие должно понимать специфику ведения бизнеса в России», – говорит собеседник «bc», владелец крупного строительного предприятия. – Если KNAUF не сможет защитить свои права в суде, рынок получит очередной сигнал, что в России есть проблемы не только с защитой права собственности, но и исключительных прав».

KNAUF GIPS KG взыскивает с пермских компаний 4,5 млрд рублей за незаконное использование своих товарных знаковСправка Business Class KNAUF GIPS KG – интернациональная производственная компания. Штаб-квартира – в городе Ипхофен, Северная Бавария (Германия). Компания производит гипсокартонные листы, сухие строительные смеси, штукатурные машины PFT и тепло- и энергосберегающие изоляционные материалы. В группу входят предприятия в России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Грузии, Азербайджане. В составе холдинга действуют также сбытовые структуры в Армении, Белоруссии, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Туркменистане.
Теги:
Все новости компаний