Город
  1. Город
 16 июня 2017, 16:00  

Правильная Англия

Правильная Англия
Квартира от государства, этническое многообразие, любовь к политике и разум вокруг. Главный редактор Business Class Вадим Сковородин съездил в Великобританию и многое понял

Статьи про поездки в дальние страны часто пишутся под девизом «Мы представляли одно, а съездили – и оказалось все совсем по-другому». С Англией такая история не проходит. После возвращения с Туманного Альбиона все представления и стереотипы подтверждены. И это прекрасно!

Ничего не изменилось.

Фраза «Ничего не изменилось» в Перми звучит как повод для грусти, а вот в нашем городе-побратиме Оксфорде это как знак качества. Большинство знаменитых оксфордских колледжей были основаны пять и более веков назад; и как начали с XII-XIII века учить студентов, так и продолжают делать это до сих пор. А вокруг зеленые поля, ровные газоны, здания с многовековой историей, пабы, эль и прочие «истинные английские ценности». Стабильность столетиями. Но понятно, что все это еще и фигура речи, и Оксфорд, как и любой другой город Великобритании, меняется и (самое главное) развивается. Естественно, есть здесь и сложности, которые власти пытаются решить.

Правильная Англия

На вопрос, какая главная проблема стоит сегодня перед городом, официальные лица единодушно отвечали одним словом – housing. За период 1997-2008 годов цены на жилье в Оксфорде выросли в три раза: сегодня дом стоит в среднем 453 тысячи фунтов, а цена аренды начинается от 500 фунтов в месяц за квартиру. Близость к Лондону, качество жизни, статус города манят сюда людей, но одновременно приводят к тому, что в ряде исследований Оксфорд назван наименее доступным городом Великобритании для покупки жилья. На приобретение того самого среднего дома оксфордцу необходимо потратить свою зарплату за 16 лет. По словам исполнительного директора Городского совета Тима Садлера, выход из ситуации власти видят в предоставлении недвижимости во временное пользование. «Существует реестр нуждающихся, туда может заявиться любой, но дальше мы отбираем приоритетные категории. Многодетные семьи, люди с низким уровнем доходов и прочие могут претендовать на получение муниципального жилья в первую очередь», – поясняет г-н Садлер. Сегодня в реестре более 3 тысяч семей. А всего по подсчетам властей в период до 2031 года городу понадобятся от 24 до 32 тысяч новых домов.

Помощь со стороны муниципалитета в решении жилищного вопроса вызвала у автора этих строк большое удивление (как же кровавый оскал капитализма и каждый сам за себя?), а вот у оксфордцев полное непонимание рождал мой вопрос о межнациональных отношениях. 28% жителей Оксфорда родились за пределами Великобритании, здесь очень большие диаспоры этнических индийцев и пакистанцев, сомалийцев, поляков и т.д., огромное количество смешанных браков. Логичный для зрителя российского телевидения вопрос – ну и как вы все уживаетесь? – повисал в воздухе, мультиэтничность города здесь предмет гордости. «Проблемы не от цвета кожи, а от социальных нюансов. Надо бороться с низким уровнем жизни, решать жилищный вопрос, а не воевать с ветряными мельницами этнических угроз», – говорили мне. Конечно, Оксфорд в Англии отличается уровнем толерантности, и не случайно 72% его жителей проголосовали против брекзита, но и в целом для Великобритании характерно именно такое отношение к этнической теме.

Вообще оксфордская публика поразила активным обсуждением политики – брекзит, выборы, Трамп, Россия…. И все это с глубоким знанием вопроса. «Выход» из Европы остается страшным разочарованием для местных интеллектуалов. Кто-то просто рассуждает о политических последствиях, а кто-то саркастически вопрошает: «Вот уедут поляки, и кто на стройках работать будет?». Степень вовлеченности рядовых жителей в выборы намного выше, чем в России, и речь даже не о явке (8 июня был установлен рекордный показатель для страны за последние 25 лет – 69% имеющих право голоса пришли на избирательные участки). Люди вывешивают флаги возле своих домов («Здесь голосуют за консерваторов/лейбористов» и т.п.), размещают небольшие плакаты в окнах («Мы поддерживаем кандидата имярек»), ходят к соседям, убеждая поддерживать того или иного политика. И затем искренне радуются или грустят после объявления результатов голосования.

Правильная Англия

Вторая тема, которая звучит постоянно, – террористические акты. Сначала говорили о взрывах в Манчестере, затем о резне в Лондоне. Все СМИ полны историй о погибших или тех, кто проявил мужество в ходе этих ужасных событий (О, болельщик «Миллуола», ты очень крутой!). Но нет призывов закрыться от внешнего мира или повсеместно выпустить полицейские патрули на улицы. Конечно, меры безопасности усилены, например, при посещении всех крупных туристических мест (Тауэр, Вестминстер, Сен-Пол, Стоунхэндж и прочие) в обязательном порядке досматривают сумки и рюкзаки. В Оксфорде на железнодорожном вокзале и в Ашмолеанском музее появились вооруженные полицейские (хотя обычно британские стражи порядка не вооружены). Но уже спустя короткое время патрули с автоматами исчезли и с улиц, и от достопримечательностей.

Два крана.

Кстати, о достопримечательностях. Список лондонских tourist places понятен, поэтому несколько слов про Оксфорд. Во-первых, конечно, нужно зайти на территорию колледжей. В большинстве случаев такой визит платный, но 2-3 фунта – вполне оправданная цена. Дороже посещение Крайст Чёрч (Christ Church), но и оно того стоит: Собор, внутренний двор, картинная галерея, Большой зал (привет, Гарри Поттер!) – все это из разряда must see. Для того чтобы посмотреть на Оксфорд сверху, есть два самых доступных варианта – подъем на Башню Карфакс или Университетскую церковь Девы Марии (University Church Mary the Virgin). Виды, открывающиеся с башни церкви, намного красивее, лучше подниматься именно сюда.

Правильная Англия

Бодлианская библиотека, Камера Рэдклиффа, Музей Питт-Риверса, Крытый рынок – мимо этого, естественно, также пройти нельзя. Но отдельно хочется остановиться на двух достопримечательностях. Во-первых, это шикарный Ашмолеанский музей. Ashmolean Museum of Art and Archeology – старейший общедоступный музей в Великобритании, говорит нам Википедия. Но и без нее понятно, что Ашмолеан очень крут. Он очень разноплановый: здесь и мумия, и накидка индейского вождя, и статуя Будды, но одновременно и работы Паоло Учелло, Пьеро до Козимо или импрессионистов. Вход в музей свободный, и он точно стоит нескольких проведенных здесь часов.

В 10 минутах от Ашмолеана – еще одно место, откуда не хочется уходить. Книжный магазин Blackwell на Broad Street – настоящая мечта книголюба. Несколько этажей (не пропустите цоколь!), литература на любой вкус, понятная навигация, отзывчивый персонал. Blackwell – филиал рая на Земле. Кстати, здесь есть даже отдел с DVD, в это трудно поверить, но англичане до сих пор покупают фильмы на дисках.

Правильная Англия

Что еще делают англичане? Они очень любят объединяться в «клубы по интересам» и вместе наблюдают за птицами, демонстрируют свои ретроавтомобили (на каком «Моррисе» 1971 года выпуска я ездил! Завидуйте все, кто понимает!), помогают музеям и нуждающимся и много чего еще. Жительница одной деревеньки рядом с Оксфордом рассказывала, что они с соседями собираются аж в шести (!) различных клубах любителей литературы. Способность к самоорганизации британского общества, и отнюдь не только ради организации досуга, просто поразила.

Еще все ездят на велосипедах, совершают пробежки, выбираются с семьей и друзьями на пикники, занимаются пантингом (катание на лодках-плоскодонках по каналам), разводят сад на заднем дворе своего дома, пьют чай, ходят в пабы, в общем, занимаются тем, чем и должен заниматься подданный Ее Королевского Величества в любую эпоху. Соединенное королевство поразило своей разумностью, здесь все как-то очень правильно устроено: это касается и государства, и организации самими британцами своей жизни. Поэтому и транспорт ходит по расписанию, и продукты в магазинах стоят, как в Перми (зарплата же в разы выше), и газоны идеальные, и т.д., и т.п. И даже английские традиции, порой вызывающие улыбку, – это тоже из сферы рационального, ведь они добавляют обществу устойчивости. Правда, с одной британской особенностью примириться так и не удалось. Наличие двух отдельных кранов с горячей и холодной водой все-таки трудно объяснить. Видимо, это те самые традиции, без которых нельзя.

Правильная Англия


Дыхание хаоса. Поражение консерваторов снова делает актуальным вопрос о Брекзите.

Маркус Феррар, журналист и писатель из Оксфорда специально для Business Class:
– Внезапный крах правящей Консервативной партии на выборах в Великобритании 8 июня внес сумятицу в политику и снова поставил вопрос о Брекзите. Игра премьер-министра Терезы Мэй, объявившей эти досрочные выборы, не дала результата. Она не только не смогла добиться ожидаемой победы, но и возглавляемая ею Консервативная партия еще и потеряла большинство в парламенте. Г-жа Мэй надеялась, что поддержка избирателей поможет в важных переговорах о Брекзите с Европейским союзом, которые начнутся в июне. В результате она идет на эти переговоры с заметно более слабыми позициями, со звучащими разговорами о возможном прекращении ее полномочий как премьер-министра. Джордж Осборн, бывший британский канцлер казначейства, а сейчас редактор The London Evening Standard, отметил, что унижение Терезы Мэй означает, что жесткий вариант Брекзита теперь мертв. Мягкий вариант предусматривает для Великобритании возможность остаться на едином рынке ЕС, а также оставляет свободным въезд граждан из ЕС в Соединенное Королевство. Но в таком случае стоило ли вообще покидать Евросоюз? Причины поражения партии Терезы Мэй также нужно искать в Брекзите.
Многие избиратели – сторонники Консервативной партии, которые в прошлом году голосовали против выхода из Евросоюза, сейчас примкнули к лейбористам, которые предлагали смягчение жесткой экономии, введенной консерваторами. В Западном Оксфорде самая проевропейская партия, либерал-демократы, опрокинула консервативное большинство. Однако эта партия слаба на национальном уровне, и набравшие ход лейбористы не дают никаких сигналов, что собираются отказываться от идеи Брекзита. Таким образом, Британия остается столь же глубоко разделенной, как это было после референдума по выходу из Евросоюза год назад. Политики выглядят изрядно запутавшимися. Консерваторы остаются самой большой партией в парламенте, но возможны новые всеобщие выборы и, вероятно, еще один референдум по Брекзиту. Мы живем в интересное время.
Все новости компаний