Компания «Магазин Магазинов» провела исследование объемов торговой недвижимости в регионах. Пермь оказалась на последнем месте среди городов-миллионников. Здесь на каждую тысячу жителей приходится всего 137 квадратных метров качественных торговых площадей. Лидирует в рейтинге Самара, где 621 квадратный метр на тысячу жителей, а сразу за ней в тройке лидеров разместились Екатеринбург и Москва.
По итогам этого исследования аналитики сделали вывод, что Пермь наряду с Томском и Набережными Челнами, которые тоже оказались в конце рейтинга, остается одним из наиболее привлекательных рынков для девелопмента новых ТЦ.
Опрошенные эксперты согласились с тем, что в Перми очень мало качественных торговых центров, но в скором появлении новых площадок многие усомнились. «Глобально – да, территория привлекательна для строительства новых объектов, но у потенциальных девелоперов появится ряд проблем. Им придется столкнуться с высоким финансированием, отсутствием поддержки власти, дополнительными расходами на инфраструктуру, например, на дороги. К тому же качественных земельных участков под ТЦ в Перми просто не найти», – прокомментировал Евгений Протопопов, директор ООО «ГУН».
Другие специалисты тоже обратили на это внимание. Они отметили, что земельные участки, доступные для инвесторов в городе, не соответствуют критериям девелоперов либо обременены юридическими рисками – в их отношении проходят судебные споры, а сделку может оспорить предыдущий собственник. Именно этот недостаток эксперты считают основным барьером между Пермью и новыми торговыми центрами. «Основной сложностью любого девелопера является поиск площадки под строительство, которая отвечала бы основным требованиям: удачное расположение, достаточная площадь участка, удобные подъездные пути. Таких площадок в городе немного, к тому же многие из них «проблемные» – вокруг них ведутся судебные споры», – рассказал Евгений Железнов, директор департамента оценки ООО «Инвест-аудит».
«В Перми уникальная ситуация для России – в торговых центрах нет свободных площадей и арендаторы стоят в очередь».
По мнению Анастасии Долматовой, заместителя директора УК «Столица Пермь», удачные площадки в Перми все-таки есть. К ним она относит район бывшего аэродрома, Нестюковский тракт, микрорайон Ива-1.
Специалисты компании JLL подчеркивают, что удачный выбор локации – одна из важнейших составляющих успеха ритейла. «Это должен быть хороший участок на первой линии, на «вечерней» стороне, в густонаселенном районе с высоким средним уровнем доходов населения, при отсутствии конкурентов поблизости. Кроме того, при разработке проекта необходим внешний профессиональный консультант. Он поможет девелоперу избежать ошибок, не позволит ему построить 5-этажный торговый центр, где в действительности будет «работать» только два первых этажа», – рассказала Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.
Конкуренции между существующими торговыми центрами в Перми нет. Качественных среди них единицы, говорят специалисты. «В городе всего четыре торгово-развлекательных центра: «Семья», «Столица», «Колизей» и «СпешиLove», самый большой из них занимает лишь 80 тыс. кв. метров. Для города-миллионника это крайне мало, поэтому и конкуренции среди ТРК нет. В Перми уникальная ситуация для России – в торговых центрах нет свободных площадей и по-прежнему стоит очередь из потенциальных арендаторов», – прокомментировала Анастасия Долматова.
По ее мнению, торговым центрам необходимо делать ставку на развлекательную зону, именно она привлекает большой поток клиентов. «Залогом успеха сейчас является большая и сильная развлекательная зона, в которую входят кинотеатр, детская зона, боулинг, развивающий центр, игровые аппараты и прочее. Качественному торговому центру необходима и зона Food&Beveridge, в которую должны входить и fast food, и slow food», – рассказала специалист.
Аналитики компании «Магазин Магазинов» вспомнили, что в 2015 году в Перми был открыт ТРЦ «СпешиLove», в настоящее время строительство новых крупных ТЦ в городе не ведется. Участники рынка делают вывод, что в действительности столица Прикамья не представляет интереса для девелоперов ТЦ. «Судя по тому, что анонсированные в течение последних нескольких лет ТЦ и ТРК так и остались проектами, а девелоперы либо отказались от проектов, либо перенесли сроки начала строительства, можно говорить об отсутствии заинтересованности в выходе на рынок Перми», – отметил Евгений Железнов.
Он напомнил, что множество проектов анонсируется в СМИ, но фактически они не реализуются. Так произошло, например, с «Икеей», ТРЦ «Планета» на месте ипподрома, ТРЦ вдоль дамбы Чкалова – Стахановская, его планировала строить компания «Уралсервис-2000».
Источник: компания «Магазин Магазинов»