Экономика
  1. Экономика
 09 февраля 2018, 12:15  

Код каблуком: как повлияет маркировка на цену обуви и отчего могут исчезнуть рынки

Код каблуком: как повлияет маркировка на цену обуви и отчего могут исчезнуть рынки

С 1 июня 2018 года в России стартует эксперимент по маркировке обуви. На упаковку с продукцией теперь будут наносить контрольные идентификационные знаки (КИЗ), подтверждающие ее легальность и указывающие производителя. Они выглядят как наклейки с штрих-кодом, которые крепятся на коробку на заводе или на складе дистрибьютором, рассказала начальник отдела сертификации ФБУ «Пермский ЦСМ» Ирина Боршова.

«Штрих-коды не такие технически сложные, как RFID-метки для изделий из натурального меха, поэтому внедрение не повлечет за собой значительных дополнительных финансовых затрат для бизнеса, а для считывания информации не потребуется установки дополнительного оборудования», – считает Ирина Боршова. Однако окончательно просчитать, как проект будет реализован и отразится ли на стоимости обуви, до конца сложно, добавляет она.

В августе 2016 года в России впервые ввели маркировку для шуб и изделий из меха RFID-метками. В тестовом режиме маркировку распространяют и на другую продукцию, в том числе лекарства, одежду, сигареты, детские игрушки. До 2024 года в России может быть создана система сплошной прослеживаемости оборота товаров. Оператором пилотного проекта по маркировке обуви будет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ)), принадлежащий структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорация «Ростех» и компании Александра Галицкого.

Основной задачей введения маркировки является снижение на рынке объемов фальсификата и контрафакта, вывода недобросовестных участников, говорит представитель ООО «ГлобалСертСервис» Вера Якимова. По экспертным оценкам, в настоящее время незаконный оборот товаров легкой промышленности, включая производимых на территории страны и импортируемых из-за рубежа, составляет 30%. При этом рынок обуви – это в большей степени импортная продукция, на нее приходится около 80% от общего объема. «Чаще всего поступающие изделия изготовлены из низкокачественных синтетических материалов, поэтому их не хватает даже на сезон. Оказавшись на свалке, такая обувь неблагоприятно воздействует на экологическую среду. Также обсуждается вопрос о введении утилизационного сбора на обувь», – замечает г-жа Якимова.

Иначе видит цели проекта представитель компании «Клеверенс» Сергей Баженов. По его мнению, мера направлена на повышение контролируемости ритейла властями и создание прозрачной налогооблагаемой базы. «Сейчас сумма налогов получается как результат сложного расчета, который даже владельцу бизнеса трудно проверить. Из-за этого для крупных предприятий налоговая нагрузка – вопрос торга с налоговой, ведь реально проследить за расчетом очень затратно, всплывает куча спорных моментов. А проверка мелких предприятий выходит дороже, чем уплаченные налоги. Если же вспомнить о задаче проверять проверяющих, то все это выливается в нерешаемую задачу администрирования. Маркировка вместо камералок – это аналог камер видеофискации нарушений правил дорожного движения вместо работы сотрудников ППС», – полагает эксперт.

«Несомненным плюсом проекта является то, что после «обеления» потребитель получит более облагороженную мелкую розницу. Сейчас у небольших магазинов очень мало стимулов улучшать сервис, в том числе думать о дизайне павильонов, следить за их чистотой и прочее. Только конкуренция с крупными сетями вынуждает их идти в ногу со временем. Внедрять технологии, работать над сервисом приходилось только крупной рознице, оправдывая более высокую цену легального товара, в котором учтены все налоги», — рассказал представитель компании «Клеверенс» Сергей Баженов.

Нововведение поможет ликвидировать продажи обуви, выдаваемой за брендовую, но не повлияет на реализацию подделок как таковых, говорит г-н Баженов. «Здесь вводимая информационная система не поможет, потому что в чеке и в накладных нигде не указан бренд. С этой частью будут бороться, банально сравнивая рынки с землей», – прогнозирует он.

О снижение эффективности нововведения в долговременной перспективе заявляет также Ирина Боршова. «Стоит учитывать, что подпольные организации очень быстро адаптируются к изменениям законодательства, которые применяются для защиты продукции добросовестных изготовителей. Это показал опыт с алкоголем, лекарственными средствами. Сложно прогнозировать реакцию подпольного рынка, а следовательно, и успех от вводимых мер», – сказала она.

Пока участие в эксперименте по маркировке будет добровольным для производителей. В обязательном порядке ее внедрят после выборов, предполагают эксперты. Пока они не знают, в каких пермских магазинах уже летом появится обувь с штрих-кодами.

Не пропустите:О том, как троих предпринимателей в Прикамье привлекли к административному штрафу за продажу меховых изделий без маркировки.Шуба под налогом14 февраля 2017, 07:00
Все новости компаний