В марте дума внесла изменения в правила благоустройства и содержания города. Согласно документу, нестационарные торговые объекты запрещается устанавливать на частных участках, вид разрешенного использования которых не допускает подобного размещения. Нарушители будут обязаны самостоятельно демонтировать торговый объект, в ином случае их ожидает крупный штраф. Виктор Агеев, первый заместитель главы администрации Перми, рассказал, почему принято решение разработать этот документ.
Виктор Геннадьевич, в адрес новой нормы звучат две основные претензии. Первая – администрация превышает свои полномочия, так как ограничивает право собственности. Вторая – власти нарушают антимонопольное законодательство, убирая конкурентов у других видов торговли. Как вы можете это прокомментировать?
– В процессе обсуждения документа сложились некоторые ошибочные стереотипы. Прежде всего, ни о каком всеобщем запрете на размещение нестационарных объектов на частных территориях речи не идет. Вид разрешенного использования предполагает, что земля должна использоваться по назначению. Например, в городе есть территории, где можно устанавливать жилые дома, но нельзя – промышленные помещения, или наоборот. Так же и с объектами нестационарной торговли: если вид разрешенного использования участка предполагает установку киоска, пожалуйста, размещайте.
Если кто-то считает, что территории многоквартирных домов предназначены для нестационарной торговли, то это не так – и законодательство совершенно четко об этом говорит. Даже если к настоящему времени сложилась практика, когда эта норма нарушалась, но за ней не следовало санкций, более законной эта деятельность не становится.
Почему изменения были внесены именно в правила благоустройства? На наш взгляд, это наиболее эффективный инструмент контроля над состоянием территорий, который позволяет достичь быстрых результатов.
А что касается конкуренции…
– Здесь то же самое. На муниципальных землях устанавливать НТО можно только в соответствии со схемой размещения. В Перми она есть, постоянно совершенствуется, и в ближайшее время мы опубликуем проект схемы, разработанной с новыми требованиями.
На частных землях объекты устанавливаются в соответствии с законодательством и его запретами. Если размешать НТО на земельных участках, где нет такого вида разрешенного использования, оно запрещено, то какое здесь воздействие на конкуренцию?
То есть киоски на территории домов не были законными еще до принятия новой нормы?
– Конечно. Все стороны, в том числе и ТСЖ, понимали, что территория жилого дома не предназначена для нестационарной торговли. Просто наказаний за это не следовало.
К слову, я ни разу не видел письма, в котором собственники жилья жаловались бы на невозможность установить киоски. Зато приходило множество обращений примерно такого типа: «У нас во дворе установили киоск, согласие на него мы не давали, голосование было организовано сомнительно, теперь по двору бегают крысы, а деньги идут непонятно куда». Это не повод подвергать сомнению обращения ТСЖ, которые появились в последнее время, но картина явно неоднозначная. Далеко не всегда киоски появляются по реальному волеизъявлению собственника.
Говорилось, что проект затронет более 800 объектов. У жителей домов, которые привыкли покупать в них товары, спрос никуда не пропадет. Как администрация планирует компенсировать эти потери?
– Именно поэтому мы увеличим количество мест в схеме НТО, особенно в периферийных районах, где не хватает стационарных объектов. Это позволит и удовлетворить сложившийся потребительский спрос, и даст возможность бизнесу продолжить свою деятельность.
На пленарном заседании городской думы депутат Вероника Куликова выступила против разделения действия нормы на два этапа по территориальному принципу. Почему это сделано?
– Изначально документ не предполагал такой этапности, она была внесена по итогам общественного обсуждения как правка, смягчающая нагрузку на бизнес. Не знаю, почему сейчас это стали расценивать как репрессивную меру.
Если дополнительные места на территориях города выставляются на торги только с июня, то справедливо сначала предоставить возможность разместить киоски законным способом, а потом реализовать запрет.
Общественность также опасается, что норма спровоцирует предпринимателей взамен нестационарных объектов строить капитальные, которые будут так же портить вид города.
– Мы поддерживаем появление торговых объектов. Разумеется, местные администрации и жители города хотят максимальных инвестиций, поэтому никто не собирается противодействовать коммерческой застройке города.
Строительство капитальных объектов серьезно регулируется, и если на частном участке появится магазин, построенный по всем требованиям, то это только приветствуется. На территории многоквартирных домов установить его будет невозможно точно так же, как НТО – в силу того, что участок не предназначен для такого использования.
Что касается эстетики, считаю, что магазин, построенный в соответствии со всеми требованиями, априори более уместен, чем никем не контролируемые киоски.
Минпромторг сообщил, что аналогичные подходы будут реализованы при размещении рекламных конструкций, которые возможно устанавливать только в соответствии со схемой. Планируются какие-то новые изменения в этой сфере на городском уровне?
– Никаких неожиданностей здесь нет. В этом году мы закончим работу над схемой рекламных конструкций. Также в этом году закончится большое количество договоров, заключенных пять лет назад в ноябре-декабре 2013 года. Распространители рекламы смогут участвовать в торгах и приобретать места в соответствии с новой схемой. Новшества появятся существенные, но сказать, что они какие-то спонтанные, нельзя, об этом было известно еще пять-шесть лет назад. В 2018 году работа в этой сфере просто должна финишировать.
В проекте документа указано, что запрет не действует на территории ярмарок и городских рынков. Это сделано, чтобы простимулировать данные виды торговли?
– Мы действительно ставим перед собой задачу увеличить количество ярмарочных мероприятий и розничных рынков. Предстоит сделать большой шаг – не только увеличить количество мероприятий, но изменить и подходы к работе. Во-первых, в этом году планируем сформировать график ярмарок на год вперед и сделать его общеизвестным, а также определить сложившиеся места, где есть трафик. Все потенциальные участники должны понимать, когда и где проходит ярмарка.
Найти участников ярмарки сейчас непросто?
– В общественном сознании сложился типаж фермера, который выращивает экологически чистую и дешевую продукцию и мечтает приехать в город, чтобы ее продать. Но на самом деле он прежде всего занят производством, и оторваться от фермы, чтобы приехать в выходные, – для него большая проблема. Кроме того, нужно арендовать торговое оборудование, проходить сертификационные процедуры, санитарный контроль.
И совсем не факт, что за эти выходные у него получится продать свой товар. Продукция фермеров зачастую совершенно великолепная, но не всегда привычная для потребителя из-за цены, внешнего вида.
Поэтому фермеры нуждаются в том, чтобы ярмарочная деятельность была предсказуемой. Чтобы они знали, что по его виду продукции в следующем году в Перми пройдет, например, 40 мероприятий. Тогда он сможет распланировать – выделить объем продукции для продажи, найдет оборудование, получит сертификат. И эти затраты – временные и денежные, скорее всего, окупятся.
«Просто не мешайте». Вячеслав Белов, омбудсмен бизнеса в регионе, дал развернутое интервью 13 ноября 2017, 15:00