На заседании Профессиональной коллегии архитекторов в Перми обсудили планы по развитию краевой столицы. Повесткой были заданы временные рамки: приоритетные проекты к юбилейному 2023 году. «Мы подошли к этой дате с хаотической застройкой. В городе есть и хорошие здания, и те, у которых качество хуже. Но целостного понимания, что такое архитектура Перми, – нет. Есть очень большие нестыковки между основными документами планирования: генеральным планом, правилами землепользования и застройки, разрабатываемыми проектами планировки территории и градостроительными планами земельных участков. Каждый из этих четырех документов живет своей жизнью. Это то, что нам в ближайшее время нужно преодолеть совместными усилиями», – сказал в своем вступительном слове первый заместитель председателя правительства Пермского края – министр строительства и архитектуры Михаил Сюткин.
Презентацию приоритетных проектов предварил вопрос архитектора Игоря Лугового. «Почему вы не привлекаете присутствующих здесь людей к этой работе? Не доверяете? Считаете, что недостаточно опыта у этих архитекторов с 30-, 40-, 50-летним стажем? Ведь больше мнений – лучше», – обратился он к министру. Г-н Сюткин пообещал ответить после презентации.
Разработки представил руководитель проектов бюро MLA+ Андрей Головин. По его словам, к актуализации градостроительной концепции центральной части города подтолкнули «проекты-катализаторы», которые сформированы и обсуждались ранее. Это возведение улицы Строителей, развитие района ДКЖ, освоение территории Товарного двора у Перми II и строительство ТПУ. «Классический университет планирует открыть свои границы», – перечислил спикер. Среди других инициатив он назвал проект развития территории порта «Пермь», редевелопмент хлебозавода, реконструкцию эспланады и набережной, формирование культурного кластера на месте завода им. Шпагина. Часть территории «Мотовилихинских заводов» корпорация «Ростех» предлагает использовать для непроизводственных целей, не функционирует часть территории завода Дзержинского.
Далее он рассказал о наборе проектов, образующих масштабную концепцию. Это транспортно-пересадочный узел Пермь II и прилегающие территории, «Университетский микрорайон», «Порт Любимов», «Новая Мотовилиха», «Завод Шпагина» и «Разгуляй», которые тесно связаны друг с другом. «В том числе и с инвестиционной точки зрения», – заметил Андрей Головин. Отдельно он остановился на развитии пространства, освобождающегося после сноса железной дороги вдоль набережной. Эта территория может стать пешеходно-велосипедным бульваром. Кроме того, обсуждается возможность запуска детской железной дороги (ДЖД), которую всесторонне поддерживает «РЖД». В рассказ об этом проекте включился Михаил Сюткин.
– Знаете, какая дилемма стоит сейчас перед нами? С одной точкой прохождения детской железной дороги вроде все понятно – это Пермь I. А дальше задача: в какую сторону пустить пути, чтобы ДЖД «дружила» с другой транспортной инфраструктурой, предположим, с трамваем, с пешеходным движением. Было бы здорово проложить ее по видовой части набережной, но это означает наложить практически те же самые ограничения, что у обычной железной дороги. Для нас это очень серьезное сдерживающее обстоятельство. Есть потрясающая идея, но нужно учесть много факторов. В ближайшем будущем нам нужно проработать этот вопрос, – рассказал он.
Дискуссию о детской железной дороге архитекторы не поддержали, и через несколько минут выступления по презентации г-н Сюткин вновь взял слово, чтобы ответить на вопрос о привлечении к проекту местных кадров. По его словам, этап работы для них наступит несколько позже. «В прошлом году мы говорили: было бы здорово вынести железную дорогу. Сейчас понимаем, как это сделать, и приступаем к обсуждению того, что будет вместо нее. Это в большей степени архитектурно-градостроительный вопрос», – отметил он. После Михаил Сюткин покинул заседание, отправившись подписывать соглашение с «Сатурном». Поэтому на вопрос Игоря Лугового о том, что конкретно планируется сделать к концу 2022 года, отвечал Андрей Головин.
Михаил Сюткин, первый заместитель председателя правительства Пермского края – министр строительства и архитектуры:
– Принято решение о выносе железнодорожной ветки Горнозаводского направления. Это дает возможность «открыть» район университета и ДКЖ, то есть включить его в структуру центра города. Сейчас мы движемся к реализации этого решения, работаем над тем, как это сделать. Освобождаются большие пространства, которые занимали промышленные предприятия. Первой была территория «Мориона», сейчас речь идет о технологических площадках «РЖД», «Мотовилихинских заводов», «Завода Дзержинского». Дело в том, что происходит смена технологий. Собственникам больше не нужны такие крупные площади для реализации своих производственных программ. Для них наиболее эффективным путем становится редевелопмент. Определены перспективные территории для развития. На следующем этапе архитектурному сообществу нужно активно включиться, чтобы к 2023 году реализовать задуманное. Задача власти – установить градостроительные правила.
– Если говорить о том, что может быть выполнено к 300-летию Перми, сейчас два основных объекта – театр оперы и балета и галерея. Кроме того – завод Шпагина, ТПУ Пермь II и начало застройки территории ДКЖ, которая уже сейчас активно развивается. Территорию «Мотовилихинских заводов» предлагается оставить в резерве, так как с точки зрения освоения она сама легкая, поскольку находится в собственности одного владельца. К 2023 году закончится реконструкция набережной Камы, – рассказал он.
– Вы считаете, что все это – театр, галерею, Пермь II, набережную и проект в Разгуляе реально закончить в указанный срок? – уточнил архитектор.
– Да, – подтвердил г-н Головин и добавил: – И еще ТПУ в Мотовилихе.
Увидев скептическое отношение к ответу, он попросил пояснить, что значит «закончить». – Открыть, – ответил собеседник. – В некоторых проектах, конечно, можно выделить этапы. Например, в проекте «Первогорода» есть первая очередь, которая составляет около 20% от всего объема работ. Ее возможно закончить к юбилею, а весь Разгуляй – это раз в пять менее реально.
– Речь не идет о всей территории, я говорю о строительстве театра оперы и балета… – вновь начал перечислять Андрей Головин.
– В Разгуляе? – поинтересовались архитекторы. – Определятся с местом и построят, – заверил г-н Головин.
Зародившееся обсуждение архитекторы прервали предложением обсудить свои профессиональные проблемы, связанные с «безработицей». Конструктивных мнений о проекте «Пермь-300» больше не высказали. В конце открытой части мероприятия в ответ на призыв сказать хотя бы «пару слов» прозвучали фразы: «Хоть бы набережную сделали», «За 20 лет не воплотить все это». На том и разошлись.