Фильм: «Остров собак»
Режиссер: Уэс Андерсон
16+
Современный Голливуд, скажем честно, редко радует хорошими комедиями. Большая часть того, что ежегодно вываливается на экраны, снято в рамках привычных схем: кино про подростков-неудачников, про кризис среднего возраста, хитроумных копов и так далее. Уэс Андерсон – один из немногих современных творцов, кому удалось изобрести неповторимый комедийный стиль, где диалоговый юмор соседствует с визуальным, а смех прорывается сквозь скупую слезу.
Кобаяси, мэр одного из крупных городов Японии и потомственный кошатник, приказывает депортировать всех собак на соседний остров-помойку. Первой жертвой режима становится пес-телохранитель мальчика Атару, сироты и подопечного Кобаяси. Спустя полгода двенадцатилетний Атару сбегает из дома, садится в самолет и отправляется на остров в поисках своего питомца. Одновременно с этим американская школьница Трэйси проводит расследование и вскрывает еще более зловещие намерения мэра в отношении собак.
Элементы стиля Уэса Андерсона не меняются на протяжении многих лет, поэтому перечислять их уже неловко, но необходимо: это симметрия кадров, сочные цвета, стремительные и неожиданные монтажные склейки, разрушение четвертой стены, нелинейное повествование… Его игровые фильмы производят противоречивое впечатление – вроде бы легкая комедия, балаган, но сумасшедший перфекционизм автора режет глаз. Поэтому у фильмов Уэса Андресона много преданных поклонников, помечающих премьеру каждой картины красным цветом в календаре, но вот массово популярными они до сих пор не стали.
А вот в его мультфильмах формализм и эстетские приемы вступают в термоядерный синтез с наивной кукольной анимацией, сентиментально-ухмыляющейся интонацией и вполне взрослыми темами. То, что получается в итоге, не вызовет эмоций только у камня, но даже ему будет интересно следить за причудливыми поворотами сюжета и огромным количеством деталей, из которых складывается противоречивый мир «Острова собак».
Кино об отношениях людей и собак редко выходит за границы самых очевидных тем: «дружба», «преданность», «верность», но Уэс Андерсон специально наделяет животных более подробными чертами характера, отводя людей на второй план, и концентрируется на социально-политической повестке – политический заговор, манипуляция общественным сознанием, геноцид.
Несмотря на серьезность, это все равно мультфильм о собаках, который можно без сомнений показать ребенку возраста главного героя и старше. Анимация в умелых руках становится универсальным языком, одинаково понятным для взрослых и детей. Правда, стоит подумать дважды, прежде чем вести на сеанс ребенка – просьбы завести домашнего любимца будут звучать еще очень долго.
Сериал: «Очень странные дела»
Создатели: братья Даффер
16+
Первый сезон «Очень странных дел» заставил биться чаще сердца ностальгирующих по американской поп-культуре 80-х годов. Его события происходили в маленьком городке Хокинс (как ни странно, штат Индиана, а не Мэн) – однажды в нем таинственно исчезает Уилл, обычный 12-летний школьник. Его друзья пускаются на поиски, но вместо Уилла находят девочку с паранормальными способностями и полным отсутствием социального опыта. Одновременно с этим в поиски пропавшего подростка пускается местный шериф, а убитая горем мать Уилла утверждает, что он общается с ней через электричество… Весь этот клубок в итоге приводит к секретной правительственной лаборатории и монстру из другого измерения, борьбе с которым и посвящен первый сезон.
Во второй части создатели «Очень странных дел» отказались от самостоятельного сюжета, сделав полноценный сиквел в духе американских фильмов ужасов. Тело и душа Уилла снова становятся местом схватки его близких и паранормальных сил, стремящихся поработить человечество. Сохранив все то, за что фанаты полюбили сериал, – акцент на ностальгию по 80-м, отсылки к творчеству Стивена Кинга, фильмы Джона Карпентера, Стивена Спилберга и Риддли Скотта, изящную атмосферу, ностальгический саундтрек, – братья Даффер решили углубиться в исследование фильмов ужасов. Монстров становится больше, герои то и дело спускаются в зловещие лабиринты явно биологического происхождения (прямо как солдаты в сиквеле «Чужого»), прячутся в шкаф, стараясь не дышать, и ловят потусторонних созданий на «живца» – самого смелого члена команды. При этом эмоциональная часть не пострадала – это все еще сериал о подростках от 12 до 17 лет с их типичными проблемами: как сохранить дружбу и привлечь внимание классной девчонки или как сделать выбор между двумя хорошими парнями.
Единственная, но серьезная претензия к «Очень странным делам» – это отсутствие новых тем и неожиданных решений: эстетических, сюжетных, визуальных. Поклонник эстетики 80-х годов получит кайф, попав в знакомый мир, но к концу второго сезона накатывает ощущение вторичности – чувство «о, это я уже видел» вместо радости узнавания вызывает скуку и раздражение. По той же причине и сюжет второго сезона в финале кажется невероятно шаблонным – каждый поворот просчитывается заранее, действия героев не поддаются логическому объяснению. Конечно, все это заложено в изначальной идее – сделать фильм, собрав самые приметные клише того времени, но ожидания третьего сезона сейчас смазаны настороженностью: не превратятся ли «Очень странные дела» в пародию на саму себя. Беда в том, что ностальгия продается гораздо лучше, чем эксперименты – зрительский провал второго сезона «Твин Пикс» это наглядно показал.
«Укрась прощальное утро цветами обещания» – сентиментальное аниме о родительской любви30 апреля 2018, 12:00