Оксана, расскажите, как становятся продюсерами документального кино и что для них является приоритетным: заработать на фильме или сделать картину высокого качества?
– Желательно, конечно иметь специальное образование. В основном, это люди, которые очень любят смотреть и снимать кино. Он должен жить киноиндустрией. Работать продюсером документального кино – это больше для души, а не для денег. Возможно, поэтому эта профессия не так развита в России.
Возможно ли, снять коммерчески успешный документальный фильм?
– Если на съемках художественного кино и можно заработать миллионы, то в документалистике такого нет. Здесь нет больших денежных оборотов. Для коммерчески успешного документального фильма, нужно чтобы звезды сошлись: интересный сюжет и герой, качественная работа съемочной группы и продюсера. Кроме этого, нужна хорошая дистрибьюция, иначе фильм так и останется незамеченным. На моей памяти было всего пару фильмов, которые имели огромный успех. Например, фильм о перестройке и поколении этого времени, который сняла американский режиссер. Она несколько лет жила в СССР, училась во ВГИКе, поэтому понимала, о чем снимает. Получилась шикарная картина, которая собрала в прокате миллионы долларов. Это был первый фильм, который сделали на территории настоящей России, имевший такой колоссальный успех.
Как продвигается дистрибьюция российского кино на Западе?
– В Европе, конечно, с этим все гораздо понятнее: документальные фильмы окупаются. Однако у нас необходимо возвращать Фонду кино, затраченные им денежные средства, поэтому доход небольшой. Русский кинофонд имеет бюджет на развитие начинающих документалистов, готов их продвигать. Кроме этого, на питчингах режиссеры могут найти себе продюсера, которые смогут организовать показ фильмов в кинотеатрах. Российское документальное кино всегда появляется на международных фестивалях, но не так много, и они не такие заметные.
Что привлекает режиссеров снимать фильмы в Пермском крае?
– Конечно же, культура и потрясающая природа, здесь очень много исторических мест и памятников архитектуры. И, если режиссеры хотят снимать что-то чисто русское и по людям, и по фактуре, то Пермский край как-никак подходит. Я думаю, что скоро сама приеду в Пермь снимать фильм.