Судебные разбирательства по делу бывшего министра транспорта Пермского края Алмаза Закиева завершаются. 29 мая планируется огласить приговор. На то, чтобы разобраться с деяниями экс-чиновника, у суда ушло полгода. Все это время подсудимый отрицал свою вину, утверждая, что правоохранители просто неправильно интерпретировали произошедшее.
Алмаз Закиев инкриминируется получение взятки в особо крупном размере (8,4 млн рублей) и злоупотребление полномочиями. Гособвинитель Дмитрий Красноперов сообщил, что считает вину фигуранта доказанной, и попросил суд приговорить его к 9 годам колонии строгого режима, без назначения штрафа. В качестве смягчающего обстоятельства указал наличие у подсудимого троих несовершеннолетних детей (всего у Алмаза Закиева пятеро детей), двое из которых – малолетние. Он указал на необходимость в удовлетворении в полном объеме заявленного по делу гражданского иска. В 2018 году потерпевшая сторона – ЗАО «Уралмостострой», потребовала возместить 2,7 млн рублей. Кроме того, гособвинитель попросил конфисковать у бывшего министра около 8 млн рублей, в том числе 745 тысяч рублей, на которые ранее был наложен арест.
Г-н Красноперов в своем уверенном выступлении вспоминал о процессах трансформации моральных норм, выражающихся в пренебрежении некоторыми современниками нравственными ценностями, подмене мотивов чести и достоинства мотивами наживы. В подтверждение своих слов он указал, что на скамье подсудимых находится воспитанный, образованный человек, имеющий звание «Почетного строителя России», но не устоявший, по его мнению, перед искушением совершить два коррупционных преступления.
«Общество состоит не из абстрактных госслужащих и народа, а из конкретных людей. Каждый из нас, будь то учитель, врач или чиновник, ежедневно делает выбор — пойти на сделку с совестью или работать честно. Чем выше уровень власти, тем чаще возникает соблазн поставить собственные интересы выше интересов общества. Во властных органах работает много добросовестных людей, но из-за активности коррупционеров, у слова «госслужащий» появился синоним — «взяточник». При этом, исходя из судебной практики, взятка не обязательно должна сторонами оговариваться, достаточно лишь ее осознания как возможного действия», — подчеркнул представитель надзорного органа.
Прокуратура посчитала необходимым взять фигуранта под стражу в зале суда. Отметим, что во время судебного процесса Алмаз Закиев находился под подпиской о невыезде. Если суд прислушается к позиции гособвинения, то экс-чиновника задержат в момент оглашения приговора. Корреспонденту Business Class Алмаз Закиев отказался прокомментировать предложенную сотрудником надзорного органа меру наказания, связанную с длительной изоляцией от общества.
«За квартиру тащит на контракт».
Прокуратура рассматривает ситуацию с получением взятки, замаскированной под покупку у г-на Закиева по завышенной цене элитной квартиры в центре Тюмени (принадлежала жене бывшего губернатора), как очевидную. Якобы это подтверждают показания Сергея Полевикова – соучредителя ООО «СП «Фоника», владеющего ООО «Мостострой-12». Несколько месяцев назад в суде он рассказал, что встречался с Алмазом Закиевым вблизи московского офиса компании. Руководитель ведомства предложил купить ему квартиру в Тюмени. «Обсудил это с советником генерального директора компании «Мостострой-12» Александром Забарским. Он одобрил приобретение, так как от пермского чиновника зависели получаемые объемы работ на объектах в регионе, не стоило с ним ссориться. Министр просил найти третье лицо, не связанное с «СП «Фоника», чтобы обойти положения закона «О государственной гражданской службе», — процитировал слова свидетеля гособвинитель.
Он добавил, что представленный «сценарий» произошедшего подтверждает запись в декабре 2015 года разговора г-на Полевикова с сотрудником банка, где бизнесмен говорит, что не хочет покупать квартиру, но это нужно сделать, так как «Алмаз Закиев тащит их на контракт в 2 млрд рублей». На тот момент г-н Закиев не мог не знать, что г-н Полевиков представляет интересы «Мостостроя-12», а, следовательно, намечавшаяся сделка является коррупционным преступлением и нарушает должностной регламент. В ведомстве подразумевают, что экс-министр за вознаграждение оказывал содействие ООО «Мостострой-12» в получении контракта на 2 млрд рублей для строительства обхода Чусового. При этом он пытался воспрепятствовать участию в конкурсе другого претендента – челябинского ЗАО «Уралмостострой».
На прошлом заседании Алмаз Закиев объяснил, что квартиру продавал по семейным обстоятельствам. Ее решило купить за 28 миллионов рублей ООО ГП «Капитал» (занимается инвестированием в недвижимость). Об этом ему рассказал г-н Полевиков. Через несколько месяцев квартиру перепродали ООО «СП Фоника». Фигурант утверждал, что никакой взаимосвязи сделки с возможностью получения в будущем тюменской компанией госконтракта не было. Гособвинитель парировал: «На тот момент у «СП «Фоника» не было необходимости в покупке жилой недвижимости».
Высокое давление.
Обеспечивая победу в аукционе на строительство обхода Чусового, в августе 2015 года Алмаз Закиев на этапе поиска подрядчика внес изменения в документацию по этому объекту. Хотя указанные действия мог производить только заказчик — КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» («УАДиТ»), полагают в прокуратуре. Фигурант также неправильной информацией о срочности заключения договора для строительства обхода Чусового ввел в заблуждение руководителя «УАДиТ» Сергея Лазарева. В результате последний ошибочно подписал через электронный сервис контракт с ООО «Мостострой-12», о чем впоследствии сообщил на электронную площадку «РТС-тендер». Указанные события, по версии прокуратуры, подтверждаются показаниями нескольких свидетелей по делу.
Еще один довод гособвинителя против бывшего министра транспорта региона касался блокировки оплаты работ на объектах ЗАО «Уралмостострой» — развязка у аэропорта «Большое Савино» и мост через реку Пожва — якобы с целью оказания давления на компанию и выполнения взятых перед ООО «Мостострой-12» обязательств. «Из показаний начальника ООО «Мостоотряд 123» (филиал «Уралмостостроя») Юрия Истягина следует, что Алмаз Закиев часто организовывал с подрядчиком встречи. Он просил отозвать из судов и ФАС жалобы, касающиеся проведения аукциона на строительства обхода Чусового. Работы, выполненные компанией на других объектах, не оплачивались. А после отзыва документов — задолженность перед дорожным подрядчиком погасили в короткие сроки. Объяснения экс-министра по задержкам оплат, основывающиеся на необходимости проведения повторной экспертизы — смешны. Так как собранная в ходе оперативной деятельности информация показывает, что зафиксированные отклонения в положении свай на развязке не влияли на несущую способность конструкции, а, следовательно, повторная экспертиза не была нужна. Строителями предложено сделать расширение ростверков, соответствующие изменения внесены в документацию, о чем не мог не знать руководитель ведомства — Алмаз Закиев», — сообщил представитель прокуратуры.
Сторона защиты не посчитала аргументы оппонента обоснованными. На последнем заседании Алмаз Закиев был взволнован и выказывал все большую заинтересованность в исходе дела. Он обращался с вопросами к адвокатам, количество которых увеличил до двух.