Экономика
  1. Экономика
 20 июня 2019, 07:00  

Борьба с неадекватностью. Власти отказываются от налога на вмененный доход

Борьба с неадекватностью. Власти отказываются от налога на вмененный доход
Власти Пермского края предложили предоставить компенсацию муниципалитетам, которые в этом году решат отказаться от вмененного налога. С одной стороны, это сделает рынок прозрачнее. С другой, нагрузка на бизнес может вырасти.

Губернатор Пермского края Максим Решетников внес на рассмотрение Законодательного собрания края проект «О методиках распределения межбюджетных трансфертов». Документ предполагает введение в 2020 и 2021 годах компенсации муниципалитетам для стимулирования к наращиванию налоговых доходов.

Трансферт призван компенсировать выпадающие доходы местных бюджетов по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Это вид сборов будет отменен с 1 января 2021 года. Соответствующий закон приняла Госдума РФ. Предполагается, что изменения в региональном законодательстве ускорят переход на иные системы налогообложения. Взамен вмененного дохода предприниматели могут уплачивать взносы по патентной или упрощенной системе налогообложения (УСН). Обсуждение законопроекта прошло сразу на двух комитетах – по бюджету и экономическому развитию.

«Вмененный налог полностью себя исчерпал. Предприниматели активно переходят на альтернативные системы налогообложения, плюс актуальность «вмененки» упала и с введением электронных касс. Поэтому предлагаем муниципалитетам отменить ЕНВД», – заявила министра финансов Прикамья Елена Чугарина на заседании комитета по бюджету Заксобрания.

По словам министра финансов края, количество налогоплательщиков и объем поступлений с вмененного налога постепенно сокращаются, тогда как патентная и упрощенная системы приносит дополнительные доходы в бюджет региона.

Объем поступлений от ЕНВД составил порядка 1 млрд рублей в 2018 году. Это на 11% меньше, чем в 2017-м. Поступления по патентам выросли на 24% до 88 млн рублей. Объем доходов по УНС (по доходам и расходам) в прошлом году практически сравнялся с 2 млрд рублей (прирост за год составил 18%).

«По оценочным расчетам, в 2020 году 50% налогоплательщиков перейдут на патент, еще 50% – на УСН», – заметила г-жа Чугарина.

Председатель краевой Контрольно-счетной палаты Геннадий Тушнолобов обратил внимание на то, что такая ситуация сложится только в случае полного отказа всех индивидуальных предпринимателей от ЕНВД в следующем году. «У нас есть сомнения, что это произойдет в 2020 году», – отметил г-н Тушнолобов.

Депутат Вагаршак Сарксян поинтересовался, обязаны ли после принятия законопроекта предприниматели переходить на альтернативную систему налогообложения, и какой положительный эффект от этого для бизнеса.

Представители правительства пояснили, что сейчас «обязаловки» не будет. «Сегодня ЕНВД не адекватен объему выручки предпринимателей. Согласно анализу, муниципалитеты собирают меньше половины потенциального дохода от этого налога. Из-за понижающего коэффициента образуется неадекватная налоговая нагрузка даже среди одного сегмента бизнеса: на разных территориях предприниматели, ведущие одинаковый тип бизнеса, платят разные налоги. Например, собственники продуктового киоска (площадью 6 кв. метров) в Еловском районе платят 372 рубля в месяц, – рассказала Елена Чугарина. – Конечно, для тех, кто имел неадекватную налоговую нагрузку, увеличение почувствуется. Но мы считаем, что налоги – это не добровольное мероприятие – «хочу плачу, хочу не плачу». Для одного типа бизнеса нагрузка должны быть одинаковые условия». Других примеров кроме кафе из Елово г-жа Чугарина не привела.

Заместитель председателя краевого правительства Ольга Антипина заметила, что для некоторых предпринимателей переход на другую систему налогообложения, наоборот, снизит затраты. Она привела в пример конкретного собственника кафе в Краснокамске: по ЕНВД он платит 17 тыс. рублей, после перехода на упрощенную систему эта сумма станет ниже.

Ей возразил депутат Игорь Малых: «Какие-то неправильные у вас расчеты. В Краснокамске очень мало заведений общепита, и практически все уже пожаловались, что в случае изменений налог для них вырастет в 3-4 раза». Он согласился с тем, что количество предпринимателей, использующих вмененный налог сокращается. «Но основная причина не в том, что они переходят на альтернативные механизмы. Они не уходят, а просто исчезают. Если раньше бизнесмены вели самостоятельную торговую деятельность, то сейчас из-за экспансии крупных торговых сетей, они вынуждены сдавать им площади и сворачивать дело. Мы не учитываем кафе, столовые, небольшие пекарни. Практически все из них закредитованы и не готовы к налоговым изменениям», – добавил г-н Малых.

Коллегу поддержал парламентарий Олег Постников. «Нет причин ускорять отмену вмененного налога. После перехода на электронные кассы это будет дополнительной нагрузкой на бизнес, – выразил мнение народный избранник. – Кроме того, хотелось бы обратить внимание на перегибы на местах: в некоторых муниципалитетах идет давление на депутатов, чтобы они голосовали за принятие отмены ЕНВД».

Другую позицию занял депутат Армен Гарслян. «В этом споре правда по середине. Понятно, что бизнесу не нравятся изменения. Но, как правило, не нравится тем, кто ничего не платит. Если играть в популизм, то можно требовать переноса на 2021 год, но если мы хотим пополнить бюджет, то это нужно делать раньше», – подчеркнул г-н Гарслян.

«С изменениями стоит согласиться по одной простой причине – это неизбежное зло. Мы повышаем нагрузку на бизнес, и это не может пройти безболезненно. Есть масса предприятий, для которых увеличение налога станет решающим фактором. Нужно учитывать риск того, что часть предпринимателей мы потеряем», – сделал вывод депутат Юрий Борисовец.

Во время обсуждения законопроекта уже на экономическом комитете глава регионального министерства промышленности, предпринимательства и торговли Алексей Чибисов пообещал, что для микробизнеса практически ничего не изменится, потому что он сможет перейти на патентную систему налогообложения.

«В первую очередь, изменения коснутся предпринимателей, которые фактически управляют крупным бизнесом, но используя механизм ЕНДВ, снижают налоговые выплаты. В Перми есть примеры коммерсантов, которые имея на балансе сто торговых объектов с оборотом 80 млн рублей в год, располагают двумя штатными сотрудниками и суммарно платят в год 100 тыс. рублей налогов. Мы понимаем, что это не только оптимизация налогообложения, но и нарушение прав сотрудников. Поэтому сейчас говорим, в том числе, о легализации бизнеса», – подчеркнул министр.

Опасения о значительной нагрузке на бизнес в сельской местности высказал парламентарий Михаил Осоткин: «Мы подсчитали на примере мелких торговых точек и предприятий: те, кто сейчас платит 70 тыс. рублей в месяц должны будут отчислять 200 тыс. рублей налогов. Это значительный рост, и многие малые предприятия закроются». Его коллега по Заксобранию Сергей Ветошкин согласился, что микробизнес «и так не расцветает, особенно в селе». И предложил совместно с минэком, минпромторгом, минсельхозом сформировать пакетные решения, которые позволили бы обезопасить эту категорию предпринимателей.

В завершении обсуждения Ольга Антипина акцентировала внимание на том, что рассматриваемый законопроект не предполагает отмену вмененного дохода, а только обеспечивает дотации муниципалитетам в случае образования выпадающих доходов при переходе на другую систему налогообложения.

Не пропустите:Перевернуть страницу. Губернатор обозначил позицию по НТО, киоскерам надо прощаться с иллюзиями14 июня 2019, 07:00
Все новости компаний