Зима сезона 2020-2021 выдалась для компании «НОВОГОР-Прикамье» чрезвычайно непростой. Погодные условия, в частности, малоснежный декабрь, длительные февральскиеморозы привели к глубокому промерзанию грунта. В результате многие трубопроводы, которые проложены на глубине примерно 2 метра, оказались подвержены риску замерзания. И это несмотря на то, что по нормативам для Пермского края глубина заложения труб ниже 1,7-2,1 м.Низкие атмосферные температуры и любые подвижки грунта провоцировали переломы трубы. Бригады ООО «НОВОГОР-Прикамье» ежедневно восстанавливали по несколько чугунных водопроводов, пострадавших из-за кольцевых переломов. Для того чтобы держать ситуацию под контролем, компания усилила аварийно-ремонтный блок своих специалистов и привлекает подрядчиков.
Рвется «бесхоз»
Число аварийных ситуаций, зафиксированное центральной диспетчерской службой (ЦДС) «НОВОГОРа» с начала 2021 года, почти в четыре раза превышает количество инцидентов на сетях водоснабжения и водоотведения, произошедших за такой же период в прошлом году. Даже опытные диспетчеры, работающие в «НОВОГОРе»более десяти лет, говорят, что такого объема аварий не было никогда.При этом ЦДС констатирует, что лишь треть аварий касается сетей, которые обслуживает «НОВОГОР». Остальные происходят на бесхозяйных либо ведомственных сетях. Как пояснил технический директор ООО «НОВОГОР-Прикамье» Алексей Политов, аварийность на бесхозяйных сетях всегда была высокой. Как правило, бесхозяйные сети изношены на 90-100% и зачастую построены с нарушением нормативов. В 2020 годузафиксировано 668 аварий на бесхозяйных сетях. Уже сейчас понятно, что в текущем году эти показатели будут превышены гораздо раньше. Системно заниматься обслуживанием бесхозяйных сетей, планировать предупредительные мероприятия для исключения аварий «НОВОГОР» можеттолько в том случае, если сеть передана компании в концессию.За 2020 год компанией принято на обслуживание 22,3 км бесхозяйных сетей. Таким образом, протяженность бесхозяйныхсетей, находящихся в ведении «НОВОГОРа», увеличилась до 101 км. Между тем лишь 19,6 км сетей ВиВ, имевших ранее статус бесхозяйных, включены в концессионное соглашение с администрацией г. Перми. Финансовые затраты на устранение аварийных ситуаций на бесхозяйных сетях, а также на сетях, владелец которых не установлен, в 2020 году составили порядка 14 млн рублей.
Как гарантирующий поставщик услуги водоснабжения и водоотведения в Перми, «НОВОГОР» обязан реагировать на все обращения. При этом приоритетность при восстановлении водоснабжения отдается социальным объектам и инцидентам с большой зоной отключения потребителей.
Частный сектор и социальные объекты – в зоне риска
Особенностью этого зимнего периода для системы водоснабжения стали массовые перемерзания вводов в здания. Более всего страдает частный сектор с тупиковыми водопроводами и различные учреждения, которые на несколько дней в период сильных морозов прекращали свою деятельность, а значит, не пользовались водой.Так, каждый понедельник, начиная с конца февраля, в «НОВОГОР» поступают тревожные сообщения из детских садов и школ об отсутствии воды. Бригады выезжают для отогрева вводов в круглосуточном режиме. На некоторые объекты приходится выезжать повторно, потому что после каждых выходных, когда нет циркуляции воды, перемерзание повторяется. Во многих случаях приходится отогревать ввод с двух сторон – из подвала здания, а также из колодца с магистральной сети.
Как поясняют технические специалисты ООО «НОВОГОР-Прикамье», ситуация осложняется в тех случаях, когда трубы проходят под проезжей частью, регулярно очищаемой от снежного покрытия. Своеобразный «мостик для холода» образуется также в тех колодцах, которые по нормативам требуется очищать от снега.
На начало 2021 года общая протяженность сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании «НОВОГОРа», составляет 2478 км, в том числе: сетей водопровода – 1299 км; сетей канализации – 1179 км.
Страдают нелегалы
Бригады «НОВОГОРа», выезжая по заявкам об отсутствии воды в частном секторе, выявляют замороженные трубы, как правило, там, где произведено несанкционированное присоединение объектов к централизованной системе. В этих случаях регламенты укладки труб не соблюдались – нелегальные врезки обычно сделаны с множественными нарушениями нормативов. Производя ремонт на такихсетях водопровода, специалисты «НОВОГОРа» констатируют, что в некоторых случаях глубина пролегания коммуникаций составляет не более полутора метров. Поэтому при наступлении серьезных длительных морозов система перестала нормально функционировать. Трудности при обслуживании возникают и на так называемых глухих врезках из-за отсутствия колодцев с запорной арматурой на разводящих сетях, хотя их наличие при строительстве любого отвода от магистральной сети является обязательным.
Непрекращающееся поступление заявок об отсутствии воды приводит к тому, что потребителям приходится ждать ремонтную бригаду в течение суток и более.В особо сложных случаях отогрев проводится в течение нескольких суток.Жители частного сектора вынуждены ожидать восстановления водоснабжения в течение более длительного срока.
ООО «НОВОГОР-Прикамье» 15 марта 2021 года получило представление от прокуратуры Орджоникидзевского района о восстановлении водоснабжения в м/р Камский, в многоквартирных домах по ул. Ольховской, 27 и 29. В компании пояснили, что еще 3 марта после выезда по заявке жителей дома №27 по ул. Ольховской техническими специалистами «НОВОГОРа» было установлено, что водоснабжение отсутствует в одном из двух подъездов, то есть перемерз внутренний ввод водопровода во второй подъезд жилого дома. Информация была передана управляющей компании «Ликас», которая отвечает за внутридомовые сети. Обращений об отсутствии водоснабжения в доме №29 по ул. Ольховской в «НОВОГОРе» не было. Компания также не приостанавливала подачу ресурса в этот дом. Водоснабжение в доме по ул. Ольховской, 27 было восстановлено 15 марта совместными действиями с УК «Ликас» путем отогревания сетей с двух сторон. Обращения об отсутствии воды в частных домах м/р Камский также поступали в компанию, но обслуживание вводов в эти дома входит в компетенцию собственников. Тем не менее, ресурсоснабжающая организация проводит отогревание вводов в индивидуальные дома исходя из технической возможности. При этом «НОВОГОР» в период отсутствия водоснабжения обеспечивает подвоз воды жителям автоцистерной по заявкам потребителей.