ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» подвело итоги 14 конкурсов на обслуживание межмуниципальных маршрутов. В уже разыгранные лоты входят 63 автобусных направления (всего в маршрутной сети их 144). В денежном выражении распределено 9,3 млрд из запланированных 15,2 млрд рублей.
Главная тенденция – на рынке происходит укрупнение игроков. Сейчас на 62 маршрутах, дальнейшая судьба которых уже определена, работают более 50 перевозчиков. При переходе на новые контракты подрядчиков станет семь.
Все разыгранные лоты нашли интересантов – на каждый поступила хотя бы одна заявка. И в большинстве случаев она оказалась единственной. Конкурентная борьба случилась на двух торгах и привела к снижению начальной цены контрактов в общей сложности на 23 млн рублей.
Кто пришел и кто остался?
В лот, на обслуживании которого удалось сэкономить, входят маршруты №№116, 117, 118, 153, 170, 340, 530. Они связывают Пермь с Добрянкой, Полазной, Хохловкой, Троицей. Начальная цена пятилетнего контракта составляла 1,466 млрд рублей. Победитель – ООО «Компас» – получит его со снижением на 1,3%. Компания зарегистрирована в Удмуртии (Кез). Директор организации – Юлия Лядова, владелец – Елена Вохмянина. «Компас» уже работает в Пермском крае, в частности, на маршрутах в Усть-Качку.
Среди победителей есть еще одна компания с «пропиской» в городе Кез – ООО «АвтоБизнесСистемы» («АБС»), она связана с «Компасом» и имеет пермские корни. Два из трех учредителей «АБС» – пермские предприниматели Тимофей и София Коряковцевы. Еще один совладелец компании и ее директор Татьяна Вохмянина ранее возглавляла Ассоциацию перевозчиков Пермского края.
Завершить проектирование транспортно-пересадочного узла Пермь II планируют в 2022 году17 сентября 2021, 17:46ООО «АвтоБизнесСистемы» достался лот стоимостью 1,3 млрд рублей. В течение пяти лет компания должна будет обслуживать девять маршрутов, связывающих Пермь с поселками Юг, Мулянка, Кукуштан, селами Курашим и Старое Лобаново, деревней Мостовой, а также с ЗАТО «Звездный» и кооперативом «Машиностроитель» в Пермском районе (автобусы №№111, 112, 121, 341, 344, 442а, 443, 747, 748). На некоторых из этих направлений ООО «АБС» работает и сейчас.
Конкуренцию «Компасу» в борьбе за почти полуторамиллиардный контракт составило ООО «Дизель» под руководством Эдуарда Мирзамухаметова. Этот перевозчик работает на городских маршрутах в Перми и нескольких межмуниципальных направлениях. Несмотря на то, что добрянские маршруты компания взять не смогла, ее присутствие в крае расширится. «Дизель» выиграл два контракта на общую сумму почти 3 млрд рублей. У предприятия сформировался фронт работы на северном направлении – Александровск, Березники, Губаха, Гремячинск, Кизел, Лысьва, Ныроб, Соликамск, Чусовой.
Еще один пермский перевозчик, получивший право работать на межмуниципальных направлениях, – ООО «АААвто» Александра Антипова. Компании, подконтрольные перевозчику, представлены на рынке и городских, и краевых перевозок. После реформы в Перми «АААвто» обслуживает только один муниципальный маршрут. В крае «ВТБ-Авто», совладельцем которого является г-н Антипов, сейчас также работает на одном направлении. Еще несколько маршрутов в этом году перешли под контроль ГУП «Автовокзал».
Сейчас «АААвто» выиграла два контракта на общую сумму 2,3 млрд рублей. В лоты входят 17 маршрутов, соединяющих Пермь с селами Гайны, Пожва, Юсьва, Култаево, Нижние Муллы, поселком Юго-Камский и другими населенными пунктами.
Контракт на 1,1 млрд рублей на обслуживание трех маршрутов из Березников достался местному предпринимателю Надежде Шкляр – действующему перевозчику на одном из северных направлений края.
Второй такой случай – победа ООО «Байрам» из Кудымкара в конкурсе на обслуживание двух маршрутов в округе. Местный перевозчик получит за работу почти 19 млн рублей. На этот контракт претендовало также ООО «Автомания». Компания подала ценовое предложение ниже конкурента, но уступила ему в опыте. «Байрам» сейчас работает на пяти маршрутах.
«Автомания» зарегистрирована в Москве, имеет филиал в Перми и специализируется на услугах такси. На пермском рынке автобусных перевозок она новичок. Организацию возглавляет Татьяна Ромашова. Компания выиграла право обслуживать десять маршрутов из Кудымкара, сумма контрактов превышает 86 млн рублей. Работать «Автомании» предстоит на автобусах малого и среднего класса.
Жалобы, суд, прокуратура.
Конкурсные процедуры сопровождаются обращениями в антимонопольную службу. Предприниматель Виктор Гонцов и ООО «Автомания» подавали жалобы на конкурс по маршрутам №№116, 117, 118, 153, 170, 340, 530, которые в итоге получило ООО «Компас». На конкурсы по направлениям №№709, 767, 793, 801 и №№648, 688, 689, 803 заявления в УФАС направила транспортная компания «Виктория». Итоги торгов по этим лотам еще не подведены. Жалобы, как и в первых двух случаях, признали необоснованными. Об этом Business Class рассказал совладелец ООО «ТК «Виктория» Владимир Полыгалов.
Он также сообщил, что компания присоединится к иску перевозчиков, которые доказывают в суде, что начальная стоимость контрактов занижена. Business Class подробно рассматривал на примере одного из лотов, как заказчик рассчитал себестоимость 1 км пробега на основании затрат перевозчиков, вывел начальную (максимальную) цену контракта, а затем уменьшил ее более чем в два раза. Четыре миллиарда превращаются в полтора; 2,4 млрд – в миллиард, и так с каждой закупкой. В конкурсной документации указано, что это сделано в соответствии с бюджетными лимитами.
По словам Владимира Полыгалова, занижение стоимости не позволит выполнять работу должным образом и может сказаться на качестве перевозок. Он сообщил, что предприниматели обратились по этому поводу и в прокуратуру, но ответа еще не получили.
В министерстве транспорта Пермского края ранее сообщили Business Class, что стоимость контрактов посчитана научным путем. В ведомстве ссылаются на результаты работы, выполненной по контракту с ООО «Агентство дорожной информации «Радар».
Иск перевозчиков об оспаривании приказа минтранса, которым утвержден средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств, рассмотрит Пермский краевой суд. Сначала в этой инстанции решили передать спор в арбитраж, посчитав, что приказ не является нормативным правовым актом. Но истцы оспорили это определение в апелляции, и теперь краевой суд должен рассмотреть их заявление.