В Перми подвели итоги всех аукционов на право заключения пятилетних контрактов на автобусное обслуживание маршрутов. На торги выставлены 27 направлений, объединенных в 22 лота. Это последняя часть рынка городских перевозок, где объемы работы еще не закреплены на долгосрочной основе. Результаты торгов таковы, что большинство закупок объявят повторно, уже в третий раз.
Первый «раунд» прошел в апреле 2022 года, тогда из 31 лота разыграли три. Сейчас – восемь из 22, остальные аукционы не состоялись из-за отсутствия заявок.
Электро- и дизель.
В трех случаях единственным участником и победителем стало МУП «Пермгорэлектротранс», в его портфель добавятся направления №№ 8, 30, 62, 63 и 68. Предприятие поэтапно получает новые автобусы с федеральной поддержкой и приступит к работе по новым контрактам весной 2023 года.
«Пермгорэлектротрансу» достался в том числе самый большой лот, который при проведении предыдущих торгов был разделен на три. После укрупнения его цена заметно отличается от средней (лот 8 – см. таблицу). Суммарно с муниципальным перевозчиком подпишут новые пятилетние контракты на 1,8 млрд рублей. Сейчас на маршруте №8 работает ООО «ПермьАвтоЛайн» (других направлений в Перми у организации нет). На маршруте №30 ПГЭТ заменит компанию «Сити-бас»; на №№ 62 и 63 – индивидуального предпринимателя Виктора Иванова (сейчас это весь его объем работы в городе). Направление №68 на сегодняшний день обслуживает ООО «Дизель».
Нынешнему перевозчику маршрут №68 на долгосрочную перспективу не достался, однако пять контрактов на общую сумму порядка 1,2 млрд рублей «Дизель» смог получить. С 1 декабря 2022 года компания начнет обслуживать по пятилетним соглашениям восемь маршрутов – №№ 5, 7, 12, 25, 39, 41, 54 и 58. «Дизель» и сейчас работает на большинстве из них по коротким либо трехлетним договорам. Только на автобусах №25 и №58 сейчас перевозчики другие – ООО «Авто-Тех» и Сергей Аристов.
На результаты аукционов повлияли два основных фактора. Во-первых, с января 2022 года в законодательство о контрактной системе введено требование об универсальной предквалификации. Участников закупок обязали подтверждать наличие опыта – предоставлять исполненный контракт на сумму не менее 20% от начальной цены закупки. Причем было установлено, что для этого не подходят договоры гражданско-правового характера, а перевозчики долгое время работали именно по таким. Поэтому часть отсеялась из-за невозможности подтвердить опыт.
При проведении аукционов в следующий раз это уже не должно сыграть такой роли, поскольку нормативная база сейчас меняется. Кроме того, 1 декабря ряд перевозчиков завершит работу по действующим контрактам и с юридической точки зрения приобретет опыт.
лот | маршрут | цена контракта | количество транспортных средств | класс транспортного средства | победитель |
1 | № 30 «Микрорайон Парковый – микрорайон Садовый» | 431 557 330 | 15 | большой | МУП «Пермгорэлектротранс» |
2 | № 68 «Станция Пермь-II - микрорайон Садовый» | 540 523 884 | 16 | большой | МУП «Пермгорэлектротранс» |
4 | № 16 «Микрорайон Владимирский – микрорайон Запруд» | 529 639 581 | 18 | большой | нет заявок |
6 | № 8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый» | 859 594 366 | 6 | большой | МУП «Пермгорэлектротранс» |
№ 62 «Улица Милиционера Власова – микрорайон Крохалева» | 8 | большой | |||
№ 63 «Микрорайон Крохалева - площадь Дружбы» | 6 | большой | |||
7 | № 13 «Песьянка – улица Милиционера Власова – Комсомольская площадь» | 358 132 008 | 10 | большой | нет заявок |
8 | № 47 «Мачтобаза – Порт Пермь – микрорайон Нагорный» | 431 150 471 | 13 | большой | нет заявок |
9 | № 40 «Станция Пермь-II - микрорайон Нагорный - Автопарк» | 216 503 950 | 8 | большой | нет заявок |
11 | № 18 «Пермский военный институт – площадь Дружбы» | 407 280 142 | 15 | большой | нет заявок |
№ 46 «Пермский академический Театр-Театр - Северное кладбище» (работа с 24.04.2023), сезонный | 2 | большой | |||
12 | № 73 «Микрорайон Январский – микрорайон Заозерье» | 459 076 424 | 14 | большой | нет заявок |
13 | № 5 «Комсомольская площадь – НПО «Биомед» – микрорайон Голый Мыс» | 235 636 465 | 6 | средний | ООО «Дизель» |
№ 25 «Микрорайон Ново-Бродовский – Комсомольская площадь» | 3 | средний | |||
14 | № 33 «Город Сердца – микрорайон Костарево» | 246 899 768 | 8 | средний | нет заявок |
16 | № 38 «Микрорайон Запруд-2 – микрорайон Гарцы – улица Ушинского» | 299 860 515 | 4 | средний | нет заявок |
№ 75 «Микрорайон Соболи – площадь Дружбы» | 6 | средний | |||
17 | № 7 «Микрорайон Верхняя Курья - улица Попова» | 285 652 322 | 3 | средний | ООО «Дизель» |
№ 12 «Дворец культуры имени Гагарина – ОАО «Пермский завод силикатных панелей» | 5 | средний | |||
18 | № 41 «ПНИПУ - Студенческий городок» | 272 390 338 | 8 | средний | ООО «Дизель» |
№ 39 «Микрорайон Оборино – Ласьвинские хутора» | 2 | средний | |||
19 | № 54 «Улица Мильчакова – станция Пермь-II – микрорайон Хмели» | 226 109 686 | 8 | средний | ООО «Дизель» |
20 | № 28 «Проспект Декабристов – улица Милиционера Власова» | 250 643 440 | 4 | средний | нет заявок |
№ 29 «Улица Милиционера Власова – проспект Декабристов» | 4 | средний | |||
21 | № 44 «Микрорайон Нижняя Мостовая – микрорайон Кислотные дачи – микрорайон Камский» | 457 657 495 | 15 | средний | нет заявок |
22 | № 48 «Чусовской водозабор - микрорайон Январский» | 337 446 596 | 3 | средний | нет заявок |
№ 49 «Микрорайон Заозерье – станция Пермь-II» | 5 | средний | |||
24 | № 58 «Микрорайон Васильевка - микрорайон Вышка-1» | 232 723 259 | 7 | средний | ООО «Дизель» |
25 | № 9 «Микрорайон Хмели - микрорайон Нагорный - Субботино» | 208 813 458 | 1 | средний | нет заявок |
№ 35 «Пермский академический Театр-Театр – Пермский электромеханический завод» | 2 | средний | |||
№ 46 «Пермский академический Театр-Театр - Северное кладбище» (работа с 24.04.2023) | 1 | малый | |||
№ 57 «Микрорайон Крохалева – НПО «Биомед» | 9 | малый | |||
26 | № 22 «Микрорайон Васильевка - Пермский военный институт» | 198 240 453 | 7 | малый | нет заявок |
№ 23 «Банная гора – деревня Голованово» | 2 | малый | |||
28 | № 26 «Микрорайон Центральная усадьба - улица Ушинского - микрорайон Крольчатник» | 414 143 821 | 9 | малый | нет заявок |
№ 69 «Микрорайон Ива - улица Грачева (кольцевой) | 5 | малый | |||
№ 70 «Улица Грачева – микрорайон Ива (кольцевой)» | 5 | малый |
Лимиты и цены.
Но есть и второй аспект, снизивший конкуренцию. Перевозчики, которые могли бы пройти предквалификацию, посчитали непривлекательной стоимость контрактов. В аукционной документации есть оговорка, что на основании приказа начальника департамента транспорта принято решение об определении НМЦК, соответствующей бюджетным ассигнованиям. Стоимость контрактов таким образом снижается примерно на треть. Это сделали, уменьшив расчетный пробег автобусов по сравнению с тем, который заложен в расписании.
Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин ранее прокомментировал ситуацию. «На входе в бюджетный цикл у нас нет достаточных лимитов, чтобы обеспечить финансированием весь этот объем сразу. Этот момент отрегулирован внутри «тела» контрактов. По ходу исполнения бюджета и изыскания средств пробег будет доводиться до показателей, предусмотренных расписанием», – пояснил он.
Подобная практика уже применялась и городскими властями, и краевыми. Понижающий НМЦК коэффициент вводился и при проведении торгов на обслуживание межмуниципальных маршрутов в Прикамье. Перевозчики судились с региональным министерством транспорта. Истцы просили признать недействительным приказ ведомства от декабря 2019 года, которым утвержден средний норматив финансовых затрат на 1 км пробега транспортных средств. Они выиграли и в Пермском краевом суде, и в апелляционной инстанции. Повлияет ли это решение на подход к формированию НМЦК, пока неясно.
Между тем Арбитражный суд принял к производству иск ООО «Дизель» к МКУ «Гортранс». Компания просит признать незаконной аукционную документацию по лоту №14, на который на недавних торгах не поступило заявок. В частности, истец указал, что исполнение государственного контракта по заниженной начальной максимальной цене является экономически невыгодным. Заседание по делу назначено на 7 декабря.
Перевозчики отмечают, что изыскивать дополнительные средства при недостатке финансирования – только одно возможное решение. Можно пойти другим путем – снизить требования к подвижному составу, соответственно, и стоимость транспортной работы. «Есть приказ Минтранса РФ, регламентирующий расчет НМЦК. Заказчик вправе предъявить любые требования к автобусам, но и стоимость контрактов нужно устанавливать соответствующую. Если же средств недостаточно, значит, требования следует смягчить», – рассуждает перевозчик Александр Антипов.
Аналогичной точки зрения придерживается и предприниматель Александр Стерлягов, председатель рабочей группы по пассажирским перевозкам Пермской торгово-промышленной палаты. Он отмечает, что установление предельного возраста автобусов на уровне десяти лет не только не будет противоречить нормативным актам, но и не повлияет на безопасность перевозок. «Состояние автобуса зависит от соблюдения правил эксплуатации, своевременного прохождения технических осмотров и так далее. Если же эти обязательные требования нарушаются, то и новая техника может дать сбой», – пояснил он.
Сейчас администрация Перми проводит аукционы на право заключения коротких контрактов по маршрутам, которые не удалось разыграть на пять лет.