В Перми рестораны в торговых центрах получили новую волну развития. Все больше посетителей моллов приходят исключительно для того, чтобы поесть в расположенных здесь ресторанах. При этом трафик гастролокаций все равно коррелирует с общей посещаемостью ТЦ, а она пока переживает упадок. Но эксперты видят свет в конце тоннеля.
Поиск площадок.
Обеспеченность торговыми площадями в Перми выросла на 49% за год. Теперь она составляет 384 кв. м на тысячу человек, подсчитали в агентстве недвижимости NF Group. Показатель остается ниже среднего по России (507 квадратов на тысячу жителей) и значительно уступает соседним Екатеринбургу (679 кв. м/1000 чел.) и Нижнему Новгороду (583 кв. м/1000 чел.). При этом по итогам 2022 года по приросту качественных торговых помещений Пермь стала первой среди городов-миллионников России.
На увеличение качественных площадей в городе повлияло строительство новых ЖК с коммерческими помещениями на первых этажах и открытие двух крупнейших торговых центров – это «iMall Эспланада» (ул. Петропавловская, 73а) и ТРЦ «Планета» (шоссе Космонавтов, 162б). В новых объектах пространства под кафе проектируются заранее, поэтому технически они более подходящие для этих целей.
Несмотря на обновление предложения на рынке торговой недвижимости, выбор площадок под заведения общественного питания в Перми остается ограниченным. Это связано с тем, что многие помещения, даже свободного назначения, не подходят под кафе, и арендаторам самостоятельно приходится переустраивать их под ресторан – обновлять вытяжки, канализацию и т.п. в соответствии с санитарными нормами. Для инвесторов это влечет дополнительные затраты и затягивает сроки открытия проекта.
Поэтому чаще всего гастропроекты открываются на месте закрывшихся кафе. Среди ярких примеров – помещение по ул. Екатерининской, 88, которое в разные годы друг за другом занимали бары «Абырвалг» и «Вехотка», а в феврале здесь откроется рюмочная-шашлычная «Искра и пламя». Еще одна популярная площадка – по ул. Ленина, 44. Раньше здесь работали ночной клуб «Территория 44», бар Bulldog, сосисочная «Вова», клуб Panopticum, теперь паста-бар под названием «Пастарь».
Вход с ТЦ.
На этом фоне открытие ресторанов в торговых центрах получило «второе дыхание». Целевые визиты в такие точки растут.
В ТРК «Семья» на месте магазина Bershka откроется новый отдел Befree31 января 2023, 15:50Совладелец ресторанов TomYumBar и «Хочу Пури» в Перми Тимофей Тиховский рассказывает, что в Перми культура посещаемости ресторанов именно в торговых центрах не очень развита, если сравнивать с Екатеринбургом и Новосибирском. Там в ресторанах в ТЦ часто отмечают корпоративы, дни рождения и даже свадьбы. «Перед тем как зайти в Пермь, изучали рынок, видели, что популярные рестораны заполнены битком, а люди любят вкусно поесть. Когда выбирали площадку, увидели новый торговый центр, поэтому решили: будем делать классный ресторан и продвигать эту культуру», – объяснил г-н Тиховский на открытии ресторана «Хочу Пури» в «iMall Эспланада» в конце декабря прошлого года.
По его словам, помещения в составе многоквартирных домов в Перми по большей части относятся к старому жилому фонду. «Поэтому площадка в современном ТЦ привлекла новизной и расположением в центре города», – добавил ресторатор.
Тимофей Тиховский развивает рестораны в Перми по франшизе вместе с предпринимателем Сергеем Петриным. Кроме того, у них есть «Хочу Пури» в Екатеринбурге, они работают в ТЦ и в отдельно стоящем здании. По опыту работы в двух локациях рестораторы отмечают, что эффективность точки в торговом центре выше.
Представители сети «Хочу Пури» на открытии ресторана в Перми добавили, что число адресных посетителей заведений в ТЦ в других городах увеличивается. «Порядка 30-40% – это адресные гости, в ряде торговых объектов фиксировали рост числа посетителей в ресторане на фоне сокращения трафика в ТЦ», – поделились в компании.
В большой семье.
В некоторых пермских торговых центрах отмечают тенденцию на увеличение целевых визитов в рестораны. Исполнительный директор ТРЦ «Планета» Евгений Каштанов считает, что посещение фуд-корта далеко не всегда связано с походом по магазинами или в кинотеатр в торговом центре. «В период новогодних каникул многие приходили целенаправленно в рестораны в ТРЦ, чтобы отметить праздник или отдохнуть, а в предпраздничные дни люди чаще всего приходили за подарками, закупались перед Новым годом и фуд-корт посещали реже», – проанализировал г-н Каштанов.
Кафе «Додо Пицца» в центре Перми планирует запустить доставку в феврале31 января 2023, 07:15Собеседник прогнозирует, что в ближайшие годы интерес к ресторанам в торговых центрах продолжит расти. «Торговые центры сегодня – это место, в которое люди ходят не только ради шопинга, но и для проведения досуга, а атмосферные рестораны с оригинальной кухней привлекают посетителей как вариант неспешного отдыха», – отмечает Евгений Каштанов.
В ТРК «Семья» говорят, что посещаемость фуд-корта и ресторанов зависит от общего трафика комплекса. «Вклад в посещаемость ресторанов и фуд-корта вносят как целевые визиты, так и сопутствующие покупкам и походам в кино. Именно спад посещаемости кинотеатра и закрытие части иностранных арендаторов снизил загрузку ресторанной части ТРК в прошлом году. Если смотреть отдельно на рестораны и фуд-корт, то у последнего доля целевых визитов больше», – рассказали в администрации торгового объекта.
При этом в «Семье» фиксируют рост посещаемости в сравнении с периодом пандемии, но отмечают, что трафик еще не восстановился до значений, предшествовавших ограничениям.
Что влияет на выбор помещения под кафе?
На рынке представлено несколько типов помещений под общепит. Обычно малоформатные, до 100 кв. м, позиционируются как помещения свободного назначения, а локации площадью более 300 кв. м и полностью оборудованные под ресторан – готовый бизнес.
«Помещения под общепит имеют свою специфику. Арендаторы рассматривают их не только с коммерческой позиции: выгодного местоположения, трафика, объемно-планировочных решений, но и с точки зрения требований контролирующих органов – санитарных, пожарных и других норм. Поэтому рестораторы чаще всего выбирают вариант модернизации и планировки помещения «с нуля» и рассматривают все варианты помещений свободного назначения», – отмечает исполнительный директор компании «Р-Консалтинг» Ольга Козырева.
Эксперты отмечают рост арендных ставок на рынке торговой недвижимости в Перми по итогам 2022 года по сравнению с пандемийным и допандемийным периодами. По мнению г-жи Козыревой, таким образом собственники хотят нивелировать рост инфляции.
«Аренда ликвидных объектов, малоформатных помещений на первых этажах жилых домов, как правило, не уступает ценам в крупных ТЦ. Стоимость съема помещений в моллах зависит от площади этажа и формата объекта. Наименее востребованы отдельно стоящие здания, их обычно предлагают с хорошим дисконтом. Но чаще собственники выделяют наиболее ликвидные помещения и сдают их по отдельности по более высоким ставкам», – говорит эксперт.
Новички на палубе.
В торгово-развлекательных комплексах уже есть планы по запуску новых гастропроектов на 2023 год. Специалисты ТРК «Семья» ведут переговоры с некоторыми федеральными участниками рынка о возможных совместных проектах. «Если они окажутся результативными, мы сообщим об этом», – прокомментировали в ТРК.
«Ротация арендаторов – естественный процесс, но в ближайшее время в ТРЦ «Планета» не планируется замен существующих операторов, напротив, будут появляться новые. На 2023 год запланированы открытия трех ресторанов, а также двух операторов фуд-корта», – поделился планами Евгений Каштанов.
Одним из новых арендаторов ТРЦ «Планета» может стать грузинский ресторан «Хочу Пури». О планах по открытию второй точки в Перми в 2023 году сообщали Сергей Петрин и Тимофей Тиховский.