В Пермском крае создан первый в регионе эндаумент-фонд целой территории. Неравнодушные жители Добрянки объединили усилия, чтобы сделать город лучше. Основатель и директор фонда «Добрянка» Иван Свистунов в интервью Business Class рассказал, зачем городу нужны долгосрочные вложения и бренд, о взаимодействии с властью и барьерах для благотворительности.
Иван, какая главная цель и миссия фонда?
– Миссия фонда – приумножать добро, чтобы Добрянка оставалась самым добрым городом сейчас и через сотню лет. Инициаторами изменений выступают горожане и земляки. Без них добрых и хороших инициатив не будет, а значит, город не сможет поддерживать статус «столицы доброты». Именно поэтому мы создаем систему долгосрочных социальных инвестиций, основанную на принципах целевых капиталов.
Какую сумму удалось собрать с открытия фонда, и какая цель на год и далее?
– С момента запуска собрано почти 700 тыс. рублей, или 23% от необходимой суммы. По закону, чтобы собрать минимальную сумму в 3 млн рублей, у нас есть время до конца 2025 года. Но рассчитываем сделать это раньше. К декабрю этого года планируем достичь планки в 60-70% от итогового значения.
Кто в основном жертвует фонду?
– На сегодняшний день в списке дарителей 152 человека. В основном это обычные горожане и земляки. Но есть примеры поддержки, как мы их называем, друзей города – это те, кому просто нравятся Добрянка или миссия фонда. География поддержки сейчас насчитывает 17 городов помимо Добрянки: от Санкт-Петербурга до Владивостока. Есть и те, кто сделали больше одного пожертвования, – таких 29 человек. При этом 11 из них подключились к функции ежемесячного пожертвования.
Были ли опасения по поводу того, что люди не будут вносить пожертвования?
– Основными дарителями мы видим обычных добрянцев и земляков, живущих не в Добрянке. Концепция предполагает, что фонд сформируется за счет большого количества некрупных пожертвований. Такой подход сложен и в планировании, и в привлечении средств, и даже в последующем управлении и отчетности. У каждого «маленького» дарителя своя мотивация, для каждой из которых нужен индивидуальный подход, фандрайзинговые мероприятия. Куда проще привлечь двух-трех партнеров с крупными взносами, но тогда потеряется вся «соль» – возможность сопричастности горожан к будущему Добрянки.
Есть ли среди партнеров фонда компании или юридические лица? Управляющая компания фонда ведет какую-то работу по привлечению бизнеса к пожертвованиям?
– На текущий момент фонд финансово поддерживают две организации: издатель местной газеты «Зори Плюс» – ООО «Пресса-ТОМ», и АНО «Агентство городских инициатив». В последней я также являюсь руководителем, за счет чего удается экономить на административных расходах в Фонде «Добрянка». В благотворительном розыгрыше среди дарителей фонда поддержку оказали 15 местных предпринимателей, предоставив подарки для мероприятия. Такой формат нефинансовой поддержки тоже важен и ценен.
Насколько в Пермском крае вообще развита благотворительность? Изменилась ли ситуация за последние годы?
– Не встречал подробной аналитики по благотворительности именно в Пермском крае, поэтому сложно оценить ситуацию объективно. По моим ощущениям, значительное влияние на некоммерческую сферу в последние годы оказал Фонд грантов губернатора, сделав более прозрачной и доступной региональную поддержку. Важным считаю и опыт Фонда «Дедморозим», который первым среди социальных НКО сформировал целевой капитал для финансирования собственных программ.
В целом же всероссийские исследования показывают, что за последние два года размеры и количество частных пожертвований уменьшились, сократились корпоративные программы в этом направлении. Но при этом у многих НКО выросла доля доходов за счет государственных грантов и субсидий.
Какие факторы влияют на желание людей помогать другим?
– Если мы говорим про частный фандрайзинг, то есть два важных барьера: низкий уровень доверия к инициативе и отсутствие свободных денег. Но хорошая новость в том, что фонды и некоммерческие организации могут работать с этими барьерами и успешно преодолевать их.
Тянутся к берегам. Ожидаемые проекты Перми 2024 года: что начнут, продолжат и закончат строить31 января 2024, 10:00В каких городах России и мира сегодня созданы подобные эндаумент-фонды и какие проекты удалось реализовать на проценты от собранных средств?
– В мировой практике есть примеры подобных фондов не только среди университетов, музеев, театров, но и городов. Например, канадский Селкирк, в котором живут около 10 тыс. человек, сформировал фонд в 1995 году по инициативе мэра. Сегодня объем фонда составляет более 14 млн долларов, за счет процентов от него город финансирует общественные проекты. В России практика создания эндаумент-фондов именно для территорий и городов только зарождается. Мне знакомы четыре работающих организации: «Наш Норильск», «Кольский» (Мончегорск, Мурманская область), «Капитал местного сообщества» (Пенза) и «Мостовая слобода» (Ульяновск). Еще порядка 5-6 городов, среди них Добрянка и, например, Урюпинск, с разной скоростью движутся в этом направлении.
Как будут определять проекты для Добрянки? Есть ли понимание, как при реализации проекта Фонду нужно взаимодействовать с местной администрацией, например, если речь пойдет про благоустройство?
– Мы точно понимаем, что в основу распределения средств от целевого капитала ляжет конкурсный механизм. Детали еще предстоит проработать. От них во многом будет зависеть и формат взаимодействия с администрацией города. Например, представители органов местного самоуправления могут войти в экспертную комиссию для оценки проектов, особенно в области благоустройства.
В Пермском крае с участием средств бюджета реализуются проекты в рамках инициативного бюджетирования. Схож ли принцип гражданского участия в этом механизме с эндаумент-фондом?
– Все же это разные механизмы. Инициативное бюджетирование предполагает решение какого-то вопроса здесь и сейчас, и результат виден достаточно быстро. С эндаумент-фондом города несколько сложнее. Люди вкладываются не в конкретный проект, хотя и такой вариант тоже возможен, а в целом в территорию. Вложения будут работать много лет, за счет пожертвований множество разных проектов получат поддержку. При этом эндаумент-фонд в нашем понимании может прекрасно дополнять механизм, выделяя какую-то долю софинансирования и обеспечивая тем самым больше шансов на победу для проектов в конкурсе инициативного бюджетирования.
Добрянка – один из первых малых городов, у которого появился собственный бренд. Каких результатов городу удалось добиться после создания бренда?
– Бренд стал частью жизни города, как будто он с нами уже очень давно. Такое ощущение складывается не только у горожан, но и у жителей других городов. Это одно из ключевых достижений.
Сегодня артефакты бренда можно встретить в городской среде (Аллея доброты, Яблоневый сквер, арт-объекты «Добрячки»), в событиях (кукольный карнавал «В гости к Чуче», фестиваль сладостей), в еде (пряники-добряники), в бизнесе (осетровая ферма «Доброфиш»), среди организаций (Народный музей добра), в СМИ и соцсетях, когда фраза «столица доброты» используется как синоним для Добрянки.
Для каждого города в Пермском крае можно создать бренд, и нужно ли это каждому городу?
– Однозначно бренд нужен только городам, которые готовы выходить за рамки своей территории в плане коммуникации, работать с сообществом, формировать и укреплять его. Ведь бренд – это про идентичность, про нашу «самость».
Насколько бренд территории влияет на ее туристическую привлекательность?
– Сообщество с идеей, объединяющей горожан, способно эффективно решать разные задачи: для кого-то это будет привлечение туристов, для кого-то – развитие местного бизнеса и т. п. Странно полагать, что сам по себе бренд привлечет туристов, если у него нет подкреплений в городской среде, в событиях, еде, музыке, кино, в бизнесе и некоммерческих организациях, в образе жизни.
Фото на главной: Андрей Дудник.