Дмитрий Васильевич, как Вы оцениваете прошедшие 20 лет для Перми? В чем, на Ваш взгляд, город добился успехов, а в каких направлениях результат мог быть и лучше?
– Мы, пермяки, конечно, любим наш город и Пермский край. И мне кажется, каждый на своем месте старался и старается сделать жизнь вокруг лучше; по крайней мере, из тех, кого я знаю: политиков, чиновников, бизнесменов. Все стремятся делать работу хорошо и максимально полезно для города и его жителей. Да, могло быть еще лучше, но ведь могло быть и хуже, а гадать я не люблю.
Если от слов перейти к цифрам, то самое главное, что важно выделить: бюджет города вырос больше чем в два раза. 20 лет назад был 18 миллиардов рублей, а сейчас – уже около 50 миллиардов! Эти деньги мы тратим на все отрасли городского хозяйства, на развитие Перми.
Вы наверняка помните, какими были эспланада или набережная, Комсомольский проспект? И не только в центре, в районах тоже многое изменилось! Я с 2006 года патронирую сад Миндовского. Я жил на улице Семченко и каждый день там проходил. Не было ни лавочек, ни освещения, одни «козьи тропы», настоящий криминальный рассадник! А сейчас? Это место притягивает не только жителей Индустриального района, но и всего города.
Кроме благоустройства и реконструкций, важнейший аспект – развитие сети образовательных организаций. Долго вообще боялись подступиться к этой сфере, денег не было. Начали с лицензирования, затем вышли на капремонт и затем – на строительство новых детсадов и школ. С советских времен столько не строили, процесс продолжается, актуальный пример – новая школа «Флагман» на ул. Кронштадтской в Дзержинском районе. Конечно, без помощи края и федерального центра, приоритетных национальных проектов такие объемы город один бы не потянул. Спасибо за эту поддержку.
Есть мечта – освободить Пермь от ветхого жилья. Была большая пауза – на все 90-е годы и начало двухтысячных, когда недостаточно имели ресурсов для этого. Результат – накопился аварийный фонд, и он продолжает расти, к сожалению. Я знаю, что это такое – жить в шлакоблочной двухэтажке, когда нет горячей воды, а все отапливается газом. Сейчас движение вперед есть, строим муниципальные дома, выходим на комплексное развитие территорий, стараемся вовлечь бизнес. Но темпы хотелось бы увеличить. Масштаб этой проблемы настолько велик – сегодня это порядка 30 миллиардов рублей, что без федерального финансирования не обойтись. Для того чтобы даже просто оставаться на месте, не отставать, надо бежать. Мы стараемся бежать быстро, на третьей скорости.
Если перенести эту аналогию на историю Думы, в чем пермские депутаты бежали быстрее всех? Где стали первопроходцами?
– Многие говорят о конкуренции между городами. Но я бы не стал так ставить вопрос. Нам не нужно «обходить» коллег из Екатеринбурга или Ижевска. Мы должны взаимодействовать, дополнять друг друга.
У каждого есть свои сильные стороны. Например, мы – лидеры в реализации транспортной реформы. В парковочной политике тоже сделано многое, пусть она и не идеальна (вот я хожу по городу и постоянно звоню ответственным лицам, обращаю внимание, что на многих машинах номера закрыты). Но у нас система работоспособна. Напомню, Екатеринбург, кстати, в какой-то момент был вынужден приостановить развитие платных парковок.
Стала известна стоимость стоянки на новых внеуличных парковках в Перми17 апреля 2024, 13:33О конкуренции можно говорить в плане стимулирования, чтобы двигаться, не останавливаться на достигнутом. Мы много общаемся с другими муниципалитетами, чему-то учимся у них, чему-то они у нас.
Еще хочу обратить внимание на важный момент. Мы первые перешли на трехлетнее бюджетное планирование. Сейчас с точки зрения финансового планирования, бюджетной обеспеченности Пермь на очень хорошем счету в Приволжском федеральном округе, занимаем лидирующие позиции. Но это не значит, что всё – жизнь удалась; это значит – надо работать дальше. Мы вместе должны очень чутко реагировать на изменение федерального и регионального законодательства, общей ситуации, обязаны своевременно и очень грамотно взаимодействовать с регионом и Федерацией.
В начале работы 5-го созыва Думы было заявлено, что взаимодействие между органами местного самоуправления будет идти по принципу: Дума формулирует стратегию, цели и задачи городского развития, а администрация обеспечивает их достижение, получая все необходимые полномочия. Изменился ли этот подход?
– Городская дума, администрация и наши региональные коллеги – все в одной лодке, объединены общей целью: развитие города и края. У думы две основные функции: принимать правильные и нужные городу решения, контролировать, как эти решения выполняются исполнительной властью.
Поэтому не стоит говорить о том, кто влияет больше, а кто меньше. Говорить нужно о нашем общем взаимодействии и работе, ориентированной на результат. Конечно, на муниципальном уровне Дума остается центром принятия решений.
В начале 2000-х годов была разработана и утверждена программа «Развитие городских микрорайонов на 2003-2005 годы». Сейчас сформирован перечень приоритетных районных проектов. Здесь можно провести параллель?
– Общее, конечно, есть – упор на развитие конкретных территорий. Другое дело, что приоритетные районные проекты – это более общий уровень, а не конкретные двор, подъезд и квартира. Сейчас вообще больше возможностей для решения местных задач – и сами жители могут в этом участвовать через конкурс социально значимых проектов, инициативное бюджетирование и проектирование. Депутаты работают с наказами – вот она, точечная, конкретная помощь. Кроме того, благодаря нацпроекту и собственным городским ресурсам за последние годы около половины пермских дворов привели в порядок – это тоже победа местного значения с привязкой к интересам конкретных людей.
Что касается районов – это инициатива Думы, я бы даже уточнил – идея и приоритет Думы седьмого созыва. Вышли с предложением к жителям, подключили районные администрации – получили перечень проектов. В основном все они касаются улучшения городской среды. Значит, есть на это общественный запрос. Кое-что начинаем воплощать уже в этом году, заходить в проектные работы. В целом расчет на трехлетку.
Важно уйти от стереотипа, что есть центр, а есть окраины – и там все происходит по остаточному принципу.
Сад имени Миндовского
20 лет назад городская Дума была не совсем такой, как сейчас. Было больше дискуссий, споров, например, вокруг бюджета. Сейчас, кажется, все это осталось в прошлом. Когда и как это поменялось, на Ваш взгляд? Как Вы к этому относитесь?
– Споры и дискуссии есть и сейчас – знаю это, потому что нахожусь внутри процесса. Есть обсуждение, иногда горячее, на заседаниях комитетов и рабочих групп, других органов – то есть при подготовке к рассмотрению того или иного вопроса. Там все удается обсудить и, как правило, выйти на компромисс. Вопрос – зачем тогда повторять все это на пленарке?
В 90-е и в начале двухтысячных политическая сфера развивалась по западным образцам. Многие политики зарабатывали себе имидж хайпом – громкими заявлениями и яркими публичными акциями. Я считаю, что парламент, в том числе городская Дума, должны работать, выдавать хороший коэффициент полезного действия в интересах жителей. Для этого совсем не обязательно громко кричать и спорить до хрипоты под камеру. Но кто-то, безусловно, по тому времени скучает. Я к таким не отношусь – офицерская школа, привычка к порядку и системности сказывается. Есть задача – спокойно обсудили, наметили пути решения, договорились – вышли на результат. И вот этот результат и важен для людей, на самом деле, а не внутренняя депутатская или чиновничья кухня.
Денежка счет любит: в апреле депутаты Пермской городской Думы рассмотрят изменения в бюджет15 апреля 2024, 09:46Состав Пермской городской Думы шестого созыва был сформирован по смешанной системе – 22 мандата получили победители выборов в округах, еще 14 – распределились по партийным спискам. Как Вы оцениваете эту систему?
– Я в Думе с 2006 года и четыре раза побеждал на выборах в округе. Это непросто, но это мой путь, на который я осознанно вступил. Да, сейчас действует смешанная система. В результате политические партии получили представительство в Думе. Наверное, это демократично. Но в то же время выборы по округам позволяют адресно работать с избирателями, здесь больше ответственности у депутатов. И потом – никто не мешает представителям партий участвовать в предвыборной кампании по округам и там побеждать.
Каким Вы видите баланс между преемственностью и обновлением депутатского корпуса? Влияют ли на работу случаи, когда полномочия кого-либо из депутатов прекращаются досрочно по той или иной причине? А досрочное прекращение полномочий главы администрации? За этим можно увидеть какую-то тенденцию, закономерность, признак чего-либо?
– Что касается исполнительных органов, смысла искать тут закономерность и тем более заниматься конспирологией – не вижу. Тем более, что уходит один человек, а команда, как правило, в большинстве работает дальше. Назначается исполняющий полномочия – и все идет своим чередом.
Что касается депутатов – досрочный уход из округа может стать проблемой в том смысле, что пока будут организованы и проведены довыборы, пройдет время, а за ушедшего никто его депутатские полномочия исполнять не будет. С партиями проще – там просто заступает следующий по списку.
Преемственность – она в Думе есть. Считаю, что это помогает быстрее налаживать работу в начале каждого созыва, когда опытные депутаты помогают тем, кто впервые пришел в Думу. С другой стороны – мы все люди взрослые, и если человек идет в депутаты, чтобы серьезно работать, он уже обладает определенным жизненным опытом и знаниями, способен принимать ответственные решения.
Вы с 2006 года работаете в Думе. Как в течение долгого срока удается сохранять интерес и не выгореть?
– Конечно, работа депутатов – психологически напряженная, это общение с людьми, у каждого свой темперамент, свои взгляды. Я сам выбирал путь, если бы чувствовал, что не справлюсь – не шел бы на выборы. Поверьте, я бы нашел чем заниматься.
Стремлюсь сделать больше для округа и для города, довести начатые проекты до конца – это хорошо мотивирует. Здоровый образ жизни, привычка к дисциплине с армейских времен, надежный семейный тыл – эти слагаемые работоспособности помогают справляться и решать самые сложные задачи. Да, хотелось бы больше времени проводить с домашними, с маленькой дочкой. Но это мой выбор, к тому же я человек организованный и много успеваю (улыбается).
С 2015 года в Перми проводится исторический форум. Какое значение для Вас имеет обращение к прошлому, его исследование?
– Историк Василий Ключевский писал, что история ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки. Так что если есть возможность изучить опыт прошлого, лучше ею пользоваться, чтобы потом не было больно. Исторический форум задумывался в рамках подготовки к 300-летию Перми – и в этом смысле хорошо свою роль сыграл. Сейчас думаем, как дальше развивать эту площадку, считаю, что исторический форум в Перми обязательно должен существовать и совершенствоваться. И прежде всего, нужно расширять молодежное участие.
И в завершение личный вопрос. Знаю, что вы любите историческую литературу, биографии, что читаете сейчас?
– Читать любил всегда, я вырос в то время, когда не было гаджетов, интернета, всех этих телеграм-каналов. Конечно, я читаю, хотя со временем и напряженка. Никогда не потеряет своей актуальности классика – возьмите Островского, его пьесы совершенно не устарели, блестящие характеры. Советская военная проза – это тоже на все времена. Нравится литература по психологии. Сейчас, например, читаю книгу про воспитание детей.