Газета
  1. Газета
 13 августа 2012, 13:20  

Шопинг в Сети

Шопинг в Сети
В Перми интернет-магазины модной одежды занимают пустующие ниши, представляя бренды, которых нет в торговых центрах. Основными препятствиями для развития интернет-ритейла являются неумение людей оплачивать покупки пластиковыми картами и проблемы с логистикой.

 Интернет-торговля в Пермском крае продолжает набирать обороты. В целом по стране наблюдается ежегодный прирост этой сферы на 30 %, при этом, по данным аналитического агентства Data Insight, в столице количество онлайн-покупателей растет в среднем на 25 % в год, а в регионах — на 40 %. По прогнозам специалистов Высшей школы экономики, уже к 2014 году доля интернет-торговли может составить до 56 % от полного оборота розничной торговли в России и достигнуть объема в 394 млрд рублей. В Пермском крае, по данным крупнейшего российского интернет-магазина OZON, рост продаж за первое полугодие 2012 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил более 80 %. При этом относительно недавно в Перми к уже традиционным заказам книг, мобильных телефонов и пиццы добавился и такой сегмент, как интернет-продажи модной одежды.

«Приобретение одежды через Интернет в Перми достаточно распространено. Особенно активно к этому прибегают, например, молодые мамы, которые не имеют возможности ходить по магазинам, или просто люди, которые могут легко подобрать себе одежду. В любом случае это достаточно активная категория населения, которая хорошо владеет компьютером и не боится оплачивать покупки через Интернет», — считает директор направления «Модный бизнес» УК «ЭКС» Елена Прядун.
По ее мнению, в Перми есть конкуренция между интернет-магазинами и бутиками традиционного формата. «Не могу сказать, что мы остро ощущаем ее на себе, но бывают случаи, когда человек примеряет какую-то вещь, а потом идет и заказывает ее через Интернет», — считает г-жа Прядун. 
Но не все эксперты придерживаются такой позиции. «Я не думаю, что магазины одежды, работающие в Перми, испытывают конкуренцию со стороны интернет-торговли, — отметил директор «УК «Столица Пермь» Константин Копытов. — Региональный рынок модной одежды абсолютно не развит, у нас нет тех брендов, которые должны быть во всех городах-миллионниках. Так что мне кажется, что в настоящее время интернет-магазины заполняют пустующие ниши и дополняют существующий ритейл, а не конкурируют с ним. Люди вынуждены идти в Интернет, просто потому что определенные марки одежды в Перми невозможно купить в реале».
Однако Елена Прядун подчерк­нула, что даже в этой ситуации интернет-магазины опосредованно конкурируют с обычными, ведь покупательная способность людей ограничена, и если они купили какую-то вещь через Интернет, они уже не пойдут в обычный бутик и не потратят деньги там.
 
Бонусы
Эксперты отмечают, что основной причиной, заставляющей людей заказывать одежду в Интернете, является более низкая цена. По словам представителей онлайн-магазина «Султанна Французова», приобретения через интернет-магазины выгоднее из-за того, что в стоимость вещи не включается аренда и многие другие расходы, которые возникают при содержании обычного магазина.
Однако Елена Прядун подчеркнула, что в целом более низкие цены на вещи — это свойство европейских интернет-бутиков. Российские же, как правило, предлагают одежду по тем же ценам, что и в магазинах традиционного формата. «По брендам, имеющим традиционные магазины и магазины онлайн, особенно если у них один владелец, цены обычно бывают одинаковые, чтобы не создавать конкуренцию. Бренды, которые представлены только в онлайне, могут предлагать более низкие цены», — отметила г-жа Прядун.
Неоспоримое преимущество онлайн-бутиков — более широкий выбор и доступ даже к самым экзотическим брендам. Например, платья той же «Султанны Французовой» в России продаются только через Интернет.
 
Узкие места
Основным препятствием для развития интернет-продаж модной одежды эксперты считают низкий уровень технической грамотности населения. Константин Копытов отметил, что для многих сам процесс поиска, заказа и оплаты вещей через Интернет представляет серьезные сложности. Представители «Султанны Французовой» соглашаются, что эта проблема существует. «Огромное количество людей не умеют или боятся пользоваться пластиковыми картами, — отмечают они. — Мы, например, пока даже не предлагаем нашим клиентам оплачивать покупки картой, потому что им спокойнее и привычнее использовать наложенный платеж». Еще одна проблема, по мнению экспертов, это общее недоверие к интернет-торговле и нежелание оплачивать покупку вперед.
Другим камнем преткновения является доставка. По словам специалистов «Султанны Французовой», в России нет логистических компаний, которые могли бы доставлять покупки вовремя, качественно и без потерь. Альтернативными вариантами являются собственная курьерская служба, что значительно увеличивает расходы продавца, или «Почта России», чья скорость и качество доставки оставляют желать лучшего.
Еще один аспект, в котором интернет-магазины одежды проигрывают традиционному ритейлу, — это невозможность оценить в должной мере качество приобретаемой вещи и померить ее. «Для покупателей, как правило, важен не только бренд, но и материалы, — считает Константин Копытов. — Что касается размера, даже при стандартной линейке есть такие понятия, как крой, полнота и так далее. В общем, пока не наденешь джинсы на себя — не поймешь, твои они или нет».
Кроме того, по мнению эксперта, шопинг — это психологическое явление. «Когда девушка идет в магазин, ей важно не просто купить вещь. Ей важен сам процесс. Сидеть дома перед монитором — это не шопинг, — уверен Константин Копытов. — В магазине можно примерить на себя разные образы, обсудить выбор с подругами. Интернет таких возможностей не дает».
 
Игроки
Наиболее крупными интернет-магазинами в России, по мнению экспертов «Султанны Французовой», являются Butik.ru, La Moda и Sapatto. Елена Прядун отметила, что интернет-торговля модной одеждой в Перми пока представлена в основном европейскими онлайн-магазинами — полноценных российских федеральных игроков в этой сфере очень немного, а региональных вообще нет. «Не так давно свой интернет-магазин запустила комапния «БНС-груп» — владелец марки MEXX в России. Продажи через этот магазин постоянно растут», — отметила г-жа Прядун.
Зачастую продажа вещей через Интернет реализуется также посредством соцсетей.
 
Перспективы
Чтобы в Перми начал расти рынок интернет-продаж модной одежды, должно пройти время — не меньше десяти лет, уверен Константин Копытов. «Должен сначала развиться классический рынок ритейла — с торговыми центрами, бутиками и широким выбором брендов. Это поднимет общий уровень потребительской культуры в Перми, и уже тогда покупатели начнут активно приобретать одежду через Интернет», — подчеркнул эксперт.
Елена Прядун склонна оценивать перспективы интернет-ритейла более оптимистично. «Я думаю, что продажи одежды через Интернет в дальнейшем будут только расти. В прошлом году на конференции, посвященной интернет-коммерции, очень много говорилось о том, что будущее именно за этим видом торговли, — отметила г-жа Прядун. — Но надо понимать, что обычные магазины тоже никуда не исчезнут, потому что есть люди, у которых нет компьютеров, есть те, кому трудно подобрать размер — а возврат при покупке вещи в Интернете может быть очень долгим и трудоемким. Сама доставка может занимать до нескольких месяцев. Поэтому те, кто хочет получить вещь здесь и сейчас, пойдут в обычный магазин».