Среди новостей недели одна из самых заметных — последствия встречи главы региона с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером. Беседа, видимо, была не из самых приятных — именно с ней СМИ увязали последовавшее требование губернатора к главам муниципалитетов показать положительную динамику погашения долгов перед ресурсоснабжающими организациями. Таковых накопилось более 4 млрд рублей, а впереди еще целая зима. В противном случае «Газпром», видимо, не обещает участвовать в социальных проектах.
История показательна во многих отношениях: с одной стороны, Пермский край, через который по двум магистралям прокачивают голубое национальное достояние в старушку-Европу и который так не избалован излишним вниманием монополиста. О газе до сих пор только мечтают жители значительной доли частных домов даже в краевой столице, не говоря уж об остальных территориях. И это на фоне почти повальной газификации «национальных» соседей-регионов. Нельзя, конечно, сказать, что в социальных проектах гигант на территории края не участвует, но развернуться по-настоящему что-то мешает — сейчас вот долг в 100 млн евро. О том, насколько эти потери существенны и сколько «Газпром» мог бы выручить, скажем, просто оптимизировав закупки труб, можно почитать в прессе — хотя бы для интереса. За все нужно платить: с этим не поспоришь.
Гораздо более интересен сюжет с другой стороны. После почти десяти лет реформы ЖКХ, выхода государства из управления этой сферой и вовлечения в процесс частного интереса оказалось, как следует из наставлений Басаргина, что некоторые главы районов и поселений не так уж далеки от расчетов за коммунальные блага, хоть и формально отношения к ним не имеют (разве что в случае с бюджетными учреждениями, но это, пожалуй, не главный источник проблем). Наверное, о бенефициарах приватизации сферы ЖКХ и, главное, мутности денежных потоков в хозяйстве вот так напрямую было сказано впервые. Так, кстати, можно далеко зайти: если объяснять избирателям, что им предстоит определить — кто в районе будет распределять землю и «прокручивать» коммунальные платежи, реакция может быть неожиданной.
Тем главам, кто не справится с поставленной задачей, пообещали «кусочек Бухенвальда» — уголовные дела на управляющие компании и исключение из списков поддержки краевыми деньгами. Впрочем, дыры в законодательстве помешают реализации первой части программы убеждения, а над второй придется поломать голову юридическому управлению правительства: софинансирование бюджета — не подаяние, чтобы его сократить, нужны законные основания. Хуже всего, если повод найдется, ведь при этом в конечном итоге пострадают жители территорий — те, кто по счетам платит вполне исправно.