На Пермском инженерно-промышленном форуме состоялась коммуникационная сессия «Денежно-кредитная политика Банка России в современных условиях». В ней приняло участие руководство Банка России, Пермского отделения ЦБ и представители бизнеса. Эксперты отметили, что из-за ужесточения международной политики российская экономика столкнулась с существенными ограничениями. Несмотря на это, продолжается рост промышленности, но она испытывает нехватку профессиональных кадров. Кроме этого, уменьшаются льготные программы стимулирования по отдельным отраслям, а в следующем году в стране пройдет налоговая реформа.
Управляющий Отделением «Пермь» Банка России Алексей Моночков рассказал, что годовая инфляция в Пермском крае в октябре впервые в 2024 году сложилась ниже, чем показатель по России – 8,4 %. В регионе растет розничная торговля и промышленность. «Промышленный кластер экономики Пермского края составляет 54-55 % ВВП региона. Одни предприятия края выполняют гособоронзаказы, другие работают в том числе на экспорт. Номинальная зарплата у нас растет темпами выше, чем по стране, а безработица ниже всероссийского уровня», – обрисовал эксперт ситуацию в Пермском крае.
Развитие экономики в регионе идет в одном русле с общероссийскими тенденциями. «Почему инфляция остается высокой? Причина – повышенный спрос при ограниченном предложении. В такой ситуации производитель товаров понимает, что продукция найдет своего потребителя, и перекладывает в конечную цену растущие издержки, которые в большей мере связаны с тарифной политикой. Месячный прирост цен в регионе составляет 9,1 %. Инфляционное давление остается достаточно высоким, и Банк России не может оставлять это без внимания. А как ведет себя потребитель? Да, мы видим, что тенденция в в розничном сегменте идет на снижение, но в Пермском крае в октябре – рост. Платежеспособность жителей увеличивается», – пояснил Алексей Моночков.
Что есть цель?
Директор Краснокамского РМЗ, председатель Пермского регионального отделения ООП «Деловая Россия» Дмитрий Теплов представил в своем докладе позицию бизнеса:
«Понятно, что Центробанк и Правительство России видят основной целью снижение уровня инфляции. В то же время принимаются меры для развития экономики страны и увеличения инвестиций. Нужно понимать, что из этого первично. У представителей бизнес-сообщества есть свое видение: только при низкой инфляции возможны доступные кредиты, низкие процентные ставки и, соответственно, инвестиции и развитие экономики. На мой взгляд, последнее является первостепенным. Чем дешевле кредиты, тем активнее предприниматели берут деньги в долг, инвестируют средства в развитие экономики и, соответственно, увеличивают валовый продукт в России.
Но, с другой стороны, мы не можем сделать низкой процентную ставку, если инфляция 20-30 %. Для предпринимателей при принятии решения о повышении цены на продукцию основополагающим фактором являются издержки. Если мы видим, что они не растут, а тарифы на электричество и ГСМ держатся на приемлемом уровне, как и стоимость основных материалов, то будет снижаться и инфляция. Большое влияние на нее оказывает валютный курс, так как много товаров идет из-за границы, а если рубль подешевел в два раза, конечно, инфляция продолжит рост.
Сейчас сложилась нетипичная, на наш взгляд, ситуация, при которой ключевая ставка держится на высоком уровне уже достаточно долго. Если это продолжится, то не приведет к снижению инфляции, а только ее разгонит. Поскольку высокие процентные ставки по кредитам – это тоже издержки для предприятий. Если в 2023 году мы наблюдали рост инвестиций, то сейчас показатель начал снижаться. При высоких процентных ставках бизнесу выгоднее положить деньги на депозит, а не инвестировать в производство. Сейчас складывается ненормальная ситуация, когда предприятия, у которых есть свободные средства, придерживают их, а не направляют на развитие экономики».
Важна не ставка, а тренд и ожидания
По мнению Дмитрия Теплова, даже когда Центробанк лишь только озвучивает, что будет планомерно снижать ставку, предприниматели уже могут выстроить свои прогнозы и начать инвестировать в экономику. «А если заранее говорят, что нас ждет повышение, – все замирает. Понятно, что сейчас резко поменять ключевую ставку нереально, но, по крайней мере, стоит начать оживлять экономику, «делать искусственное дыхание». А для этого главное, чтобы тренд на снижение был озвучен», – рассуждает он.
Модератор круглого стола, гендиректор АО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства Пермского края» Дмитрий Порохин обратил внимание на то, что кредитование потребительского сектора падает, а корпоративного – растет большими темпами.
На что Дмитрий Теплов ответил, что надо учитывать, какие именно предприятия обеспечивают рост – государственные или частные. «В долгосрочной перспективе важно не только развивать оборонно-промышленный комплекс и предприятия, выполняющие гособоронзаказ, но и поддерживать частный бизнес. Боюсь, что его доля в России снизится по результатам ближайших лет», – делится он опасениями.
В обсуждение включился советник председателя Банка России Кирилл Тремасов: «Вы рассуждаете с позиции бизнеса, на микроуровне мир всегда кажется иным, чем на макро. И законы работают по-разному. Любое предприятие считает, что, получив кредит, сможет «перевернуть мир». Да, он может заработать, но приумножит ли он ВВП – большой вопрос, потому что экономика – это наука о том, как оптимально использовать ограниченные ресурсы. Каждый новый кредит – это новый спрос в экономике. Объем экспорта российского – это главный ограничитель для импорта. Мы не можем получить больше, чем поставлять, потому что это будет разгонять инфляцию».
А что дальше?
Советник председателя Банка России Кирилл Тремасов:
О курсе валют: 21 ноября введены новые антироссийские санкции, что повлияло на рост курса валюты. Эта ситуация временная, мы неоднократно через подобное проходили.
О возвращении к цели по инфляции в 4 %, отклонение от которой наблюдается последние четыре года (в 2021 году – 7,4 %, в 2022 году – 11,9 %, в 2023 году – 7,42 %: по прогнозам ЦБ, в текущем году инфляция будет в районе 8-8,5 %. ЦБ намерен предпринять все возможное, чтобы как можно быстрее вернуться к цели – 4 %. После этого процентные ставки неизбежно снизятся, будем добиваться ценовой стабильности. Решение по ключевой ставке принимается по результатам прогноза, его обновляют раз в квартал. По части инфляции мы идем по верхней границе в 8,5 %, и есть риск, что ее превысим.
Прогноз ЦБ предполагает, что к концу 2025 года мы достигнем уровня 4,5-5 %, а затем снизим инфляцию до 4 %. Для восстановления ценовой стабильности нам потребуется длительный период жесткой денежной политики. На декабрьском заседании совет директоров будет рассматривать дальнейшее повышение ключевой ставки. Хотя это решение не предопределено.
Среднегодовой прогноз значения ключевой ставки в 2025 году предположительно должен составить 17-20 %. Если экономика продолжит перегреваться, рост кредитов будет сильнее, чем мы предполагаем, то ставка может оказаться выше, и наоборот. Уровень нейтральной ставки оцениваем в 7,5-8 %, и прогноз предполагает возвращение к этому уровню в 2027 году.
О прошлогоднем прогнозе: «Встречный ветер оказался сильней, – ответил Кирилл Тремасов на вопрос с напоминанием о том, что в 2023 году в ЦБ ожидали, что уже в 2024-м ключевая ставка будет снижена. – В прогноз закладываются те или иные предпосылки по развитию ситуации в мире и введению новых санкций. В этом году экономика России столкнулась с серьезным усилением давления. Второй фактор, который мы недооценили, – это устойчивость корпоративного кредитования в силу льготных программ и субсидий. Бизнес берет очень активно. Высокие ставки охладили только спрос среди населения».
Проявили стойкость. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2023 года25 ноября 2024, 07:00